Производители мебели загружены работой
Донские производители мебели рассчитывают, что после подведения итогов 2020 года их выручка останется на уровне 2019-го. Этому способствовало развитие канала онлайн-торговли. Кроме того, сработал отложенный спрос: после открытия магазинов офлайн продажи пошли интенсивно. Соотношение количества покупок онлайн и офлайн вернулось к докарантинному.
По данным Ростовстата, в январе — октябре 2020 года объем производства мебели в Ростовской области снизился на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем отгруженной мебели за этот период сократился на 14%. Оборот организаций, производящих мебель, снизился на 10,4%.
— Период, когда были объявлены нерабочие дни и была закрыта вся розничная сеть, отрицательно сказался на нашем бизнесе, — говорит совладелец ООО «Кимер» Евгений Киреев (производит обеденные группы, прихожие и т. д.). — После того как нам разрешили работать, спрос какое-то время был небольшой, потому что розница еще была закрыта. Но постепенно рынок восстановился, сработал отложенный спрос, так что мы и другие мебельные предприятия по всей стране до сих пор завалены заказами и работой. Заводам, которые производят ЛДСП, пришлось ввести лимитирование и квоты — сырья на всех не хватает.
С ним согласен основатель фабрики «Яна» Игорь Клевцов:
— Сразу по открытии мебельных магазинов и ТЦ продажи пошли довольно интенсивно и вернули среднемесячные показатели на докризисный уровень.
Участники рынка прогнозируют, что по итогам 2020 финансового года их выручка останется на уровне предыдущего. В частности, этому способствовало развитие онлайн-торговли.
— В условиях недоступности торговых центров покупатели ушли в интернет еще больше, — поясняет Игорь Клевцов. — И если раньше мы наблюдали низкую готовность покупать мебель онлайн, по крайней мере в периферийных регионах клиенты хотели посмотреть, пощупать вживую, то ковидные ограничения не оставили выбора и стимулировали освоение нового способа покупок. За 3 месяца самоизоляции (апрель — июнь) выручка нашего интернет-магазина выросла в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Наши оптовые клиенты с собственными интернет-магазинами также продолжали свою деятельность, отгрузки им велись регулярно. Интернет-магазины (клиентские и наш собственный) функционировали 24/7.
По словам собеседника N, тяжелее пришлось тем, у кого торговые точки только офлайн. Отгрузки этому сегменту клиентов во втором квартале парализовало, за счет этого случилась просадка. В целом, по мнению Игоря Клевцова, рынок восстанавливается, достигает показателей 2019 года. Соотношение количества покупок онлайн и офлайн вернулось к докарантинному.
Летом в интервью N основатель и гендиректор волгодонского мебельного производства «Алмаз» Сергей Змиевский отмечал, что в период самоизоляции доля экспорта в продажах предприятия выросла. Этому способствовала разница курсов, которая позволяет российским производителям быть более конкурентоспособными в цене на международных рынках. А европейский покупатель готов приобретать мебель онлайн.
— За счет курсовой разницы большую долю в продажах во второй половине 2020 г. занимал европейский рынок, — говорит Евгений Киреев. — Но и внутренний спрос высок. Я думаю, что 2020 год покажет прирост и по объемам производства, и по объемам продаж.
Производители отмечают, что помимо роста спроса сохранению показателей также способствует то, что они заблаговременно наполнили свои склады сырьем и комплектующими. По словам Сергея Змиевского, в период самоизоляции работа логистов не останавливалась, отгрузки производились своевременно, в том числе на экспорт.
Игорь Клевцов отмечает, что один из факторов, благодаря которому выручка компании будет на уровне 2019 года, — достаточные запасы продукции на складе.
— Мы отгружаем все заказы максимально оперативно, — говорит он. — В этом смысле можно сказать, что для клиентов дискомфорта практически не было.
— В конце 2020 года рынок был на пике, и я думаю, что дальше он расти не будет, — резюмирует Евгений Киреев. — На мебельном рынке традиционно сезон высокого спроса в ноябре-декабре. Думаю, что с января начнется снижение спроса.
Донской рынок производства мебели представлен 212 компаниями. В 2019 году они выручили более 6,6 млрд рублей, что на 8,2% меньше, чем годом ранее. Также на 8% сократилась их валовая прибыль. Почти половина компаний ожидаемо зарегистрирована в Ростове, но самые крупные игроки рынка, занимающие первые три строчки рейтинга, прописаны в Волгодонске (см. таблицу).
Лидеры рынка — ООО «ВКДП» и ООО «Алмаз» — идут с большим отрывом от конкурентов. В 2019 году они заработали более 60% от совокупной выручки всех участников рынка, но по сравнению с 2018 годом они ухудшили свои показатели.
Справка
В 2019 году, когда наблюдался спад, развивались немногочисленные производители мебели, верно выбравшие сегмент рынка. — Мы нащупали свою нишу — это недорогая малогабаритная мебель, — говорит совладелец ООО «Кимер» Евгений Киреев. — Осенью мы начали программу модернизации производства стоимостью 50 млн рублей: запустили еще одну производственную площадку и приобрели новое оборудование. Наша цель — увеличить объемы производства в 2,5 раза. По его словам, в РФ продукцию компании через интернет продают «Хофф», «ТриЯ», «Любимый дом», «Мебель Рик». На европейском рынке она реализуется через Amazon. У компании есть розничная сеть на юге России и в Кемеровской области, а также дилеры по РФ. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2019 году выручка предприятия выросла в 1,6 раза и составила 165 млн руб.