Производители картонной упаковки увеличили доходы
Производители картонной упаковки для пищевой, табачной, фармацевтической промышленности увеличили в 2011 году объемы производства за счет роста в соответствующих сегментах. На рынке гофроупаковки бурного роста нет, конкуренция там достаточно велика. Развиваются крупные компании, имеющие средства на модернизацию оборудования.
Производителям картонной упаковки повезло с клиентами
В 2011 году ростовские производители картонной упаковки для пищевой, табачной и фармацевтической промышленности увеличили объемы производства благодаря улучшению дел у предприятий-заказчиков.
Компания «Графобал-Дон» (85% объема производства — картонная упаковка для табачных фабрик, основной заказчик — «Донской табак») загрузила купленное в 2010 году новое оборудование (печатную машину-автомат и высекальную машину) на полную мощность, что позволило ей увеличить объем производства на 17%.
— Число заказчиков в 2011 году у нас осталось на уровне прошлого, добавилось несколько новых, — говорит заместитель гендиректора по производству компании «Графобал-Дон» Леонид Муханов. — Однако выросли объемы заказов по сравнению с 2010 годом. Это произошло в том числе и потому, что благодаря новому оборудованию мы смогли предложить своим заказчикам более широкий ассортимент продукции, расширили спектр услуг.
По его словам, рентабельность производства картонной упаковки составляет в среднем 8–10%. В 2011 году за счет того, что цены на сырье выросли меньше, чем в 2010 году (2010 г. — 15–20%, 2011 г. — 8%), а объемы производства увеличились, рентабельность немного повысилась.
В «Юнипак Ростове» говорят о росте оборота на 34% (компания специализируется на изготовлении картонной упаковки и этикеток для продукции кондитерской, алкогольной, химической, фармацевтической и др. промышленности). В конце 2010 года «Юнипак Ростов» закупил несколько машин, в том числе печатную и фальцевально-склеивающую, и заявлял о планах увеличить мощности вдвое (см. N, № 906). В 2011 году на такие показатели выйти не удалось, и значимый рост прогнозируется на этот год — компания планирует заключить объемные контракты (будущие заказчики пока не раскрываются).
Перспективный рынок привлекает и новых игроков. Например, в 2011 году предприятие по выпуску картонной упаковки открыла компания «УпакМастер», специализирующаяся на выпуске гофрокартона.
На рынок гофрокартона приходят крупные инвесторы
На рынке гофроупаковки, где работают компании, производящие тару для пищевой, фармацевтической продукции, промышленных товаров и т. д., конкуренция гораздо сильнее. Модернизация и обновление оборудования для производства гофроупаковки стоят в несколько раз дороже, чем для картонной. Это могут позволить себе только крупные инвесторы, которые постепенно приходят на этот рынок. Так, федеральный холдинг в ноябре 2011 года стал владельцем таганрогской компании «Фамадар картон лимитед». Проведена модернизация производства и увеличены объемы выпуска и на принадлежащей «Югу Руси» «Донской гофротаре».
В местной компании «Донтара» отмечают, что объемы производства остались на уровне прошлого года. Сейчас на предприятии производится замена котельной и т. д., модернизацию оборудования проводить пока не планируют, поскольку это обойдется в сотни тысяч долларов.
В компании «УпакМастер» из Каменоломен не заметили роста спроса в 2011 году, тем не менее, по словам сотрудника, ей удалось увеличить объемы производства на 11%. На предприятии объясняют это быстрыми сроками выполнения заказа, а также созданием максимально удобных условий для клиентов.
Как сообщил начальник отдела снабжения ОАО «Миллеровский винзавод» Вячеслав Давыдов, им приходится сотрудничать сразу с несколькими компаниями.
— Для нас очень важны сроки исполнения заказа, — говорит г-н Давыдов. — Бывало так, что компания не успевала в срок поставить короба, особенно перед новогодними праздниками, и у нас были сбои в работе производства. День простоя товара на складе оборачивался тем, что нарушалась вся схема работы предприятия. Поэтому когда у нас есть сразу несколько партнеров, с которыми оформлены документы о сотрудничестве, мы в случае нарушения сроков исполнения заказа кем-то одним из них просто делаем заявку другому и можем надеяться, что серьезного простоя не произойдет.
По словам эксперта, между производителями гофроупаковки очень сильна конкуренция.
— Бывает так, что небольшая компания предлагает более низкую, чем другие, цену, но при поставке коробов оказывается, что качество нанесения полиграфического оформления и материал, из которого сделан короб, не соответствуют тем параметрам, которые обговаривались при оформлении заказа, — объясняет Вячеслав Давыдов. — Поэтому мы лучше переплатим 20–30 копеек, но будем работать с крупными предприятиями, такими как «Готек», которые нас не подведут. Кроме того, крупные компании, как правило, имеют хорошие технические возможности: «Готек» делает нам сложную высечку для вин премиум-сегмента, и можно найти всего лишь одно-два предприятия по всей России, которые сумеют сделать что-то подобное.