Натуральный бум
Бум потребления сменился, кажется, бумом недоверия к качеству продукции. Интернет и телевидение без устали разоблачают производителей всего на свете: недобросовестных молочников, виноделов и сыроделов, изготовителей зубной пасты и т. д. Надписи заметным шрифтом — без ГМО, сульфатов, парабенов, усилителей вкуса и т. п. — становятся одним из стандартов оформления упаковки. Для того чтобы вернуть доверие, впору уже водить экскурсии на предприятия и ставить в цехах онлайн-камеры.
За почти три десятка лет с момента распада СССР спрос ростовчан на магазинное изобилие был полностью удовлетворен. Пик удовлетворения пришелся на 2005–2008 годы, когда «МЕТРО Кэш Энд Кэрри» выполнял одно время роль главной улицы города, на которой уважаемые люди встречались, толкая перед собой массивную корзину, груженную нужной и ненужной едой и прочими товарами. Усилие по торможению весьма инерционной корзины, комическое выражение лица: «Да, приходится вот попотеть», взаимные шутки и какое-то новое ощущение — вероятно, зарождающегося среднего класса, ведущего рациональные закупки на неделю. В большую потребительскую корзину летело все красиво упакованное и еще не испробованное на вкус.
Представления о качестве и пользе товара появились со временем вместе с проблемами желудка. Но особенно четко оформились в последние годы, когда производители, для того чтобы остаться на полках сетей, стали идти на все мыслимые и немыслимые ухищрения. Упаковка сосисок за 35 рублей — видел и такое. Видимо, производитель пытался нащупать, что называется, нижний порог. Ростовский фасовщик чая по невероятно низкой цене, в котором обиженные потребители несколько лет назад с помощью экспертов обнаружили много чего интересного кроме чая, естественно, не оправился после скандала.
Чувствительность потребителя к качеству продукции подогревается огромным количеством информации о вреде генно-модифицированных продуктов, усилителей вкуса, цвета и запаха, консервантов, разнообразных добавок в продукты питания и бытовую химию. Потребитель определенно устал от лавины льющейся на него сверкающей и активно пахнущей химии, на первый план выходят простота рецептуры и натуральность ингредиентов.
Тонко чувствующие смену потребительских предпочтений производители уже освоили выпуск средств для мытья посуды без запаха, экопорошков, без устали пишут на своих товарах заметным шрифтом: без ГМО, сульфатов, усилителей вкуса и т. п.
Вдруг выяснилось, что цена и красивая упаковка все меньше могут ввести в заблуждение покупателя.
Кризис и чувствительное отношение потребителя к ценам не помешали, например, местным производителям хлеба расширить его ассортимент за счет дорогих и более качественных сортов, в том числе и изделий ручной работы. Сегодня, к слову, никто уже и не вспоминает о навязчивой заботе властей о стоимости хлеба с помощью дотаций.
Покупатель настоятельно требует качества и, возможно, верит пометкам об отсутствии вредных, с его точки зрения, ингредиентов. Однако веры этой сегодня наблюдается явный дефицит.
Формирование имиджа «зеленых» компаний становится задачей номер один в сфере PR и рекламы. И здесь, как известно, тоже два пути: казаться или быть. Задача нетривиальная для крупных компаний, которым трудно обойтись без ставших нелюбимыми потребителями добавок, которые удешевляют продукцию и продлевают срок ее годности в ущерб качеству.
У малого и среднего бизнеса, хочется верить, появился реальный шанс хорошенько прокатиться на набирающей силу волне потребления натуральных продуктов.