Клиентов заманивают отсрочкой платежа
Продавцы торгового оборудования в этом году планируют увеличить продажи как минимум на 20% в основном за счет роста объемов заказов от непродовольственных магазинов, банков и прочих компаний. Основную долю в структуре спроса сегодня по-прежнему занимают предприятия общепита. Развитие продуктовых сетей местных игроков затормозилось. Покупатели отмечают смягчение условий: поставщики готовы увеличивать отсрочку платежа и предоставлять скидки.
Как отмечают участники рынка торгового оборудования, объем продаж в первом квартале 2012-го держится на уровне прошлого года. Чаще всего они выполняют заказы предприятий общепита. К примеру, гендиректор «Русского проекта — Дон» Александр Воробьев отмечает, что в последнее время на ресторанном рынке стало модно открывать итальянские рестораны.
— В этом году мы уже оснастили два итальянских ресторана — «Беллуччи» и «Белла Вита», — рассказывает собеседник N. — Их владельцы хотели, чтобы в них непременно присутствовало итальянское оборудование определенной марки. Для выполнения подобных заказов, как правило, требуется примерно 2–3 месяца. Если речь идет о популярных марках, сроки поставки занимают всего 2–4 недели в зависимости от производителя.
Развиваются и сетевые игроки ресторанного рынка. К примеру, с начала года этот же поставщик уже оснастил 6 заведений сети «Рис». По данным компании, в структуре ее продаж рестораны занимают около 80%.
— Мы активно участвуем в аукционах на поставку оборудования для столовых и буфетов госучреждений, причем не только в Ростовской области, но и в республиках Северного Кавказа, недавно выполняли заказ для нескольких школ из Кабардино-Балкарии, — говорит Александр Воробьев.
Госучреждения проводят аукционы, если сумма заказов составляет более 500 тыс. руб. Правда, такие продажи носят сезонный характер.
По наблюдениям участников рынка, местные продуктовые операторы развиваются уже не так активно. Некоторые магазины закрываются. В основном новые торговые площади запускают крупные федеральные игроки, такие как «Магнит» и «Пятерочка». Они, как правило, сотрудничают со столичными поставщиками, ростовские операторы могут лишь выполнять для них небольшие заказы.
В целом объем продаж для ритейла развивается примерно так же, как и в прошлом году, хотя в этом сегменте увеличилась доля непродовольственных магазинов.
— Мы планируем, что по итогам года объемы продаж компаниям непродовольственного ритейла вырастут на 25%, — делится руководитель компании «Модуль-Дизайн» Константин Мариненко. — К примеру, сейчас активно сотрудничаем с «ЦентрОбувью». Сегодня мы также ведем поставки оборудования для обслуживания клиентов, по этому направлению работаем, в частности, со Сбербанком и «РЖД». В этом сегменте также заметен небольшой рост.
Как отмечают участники рынка, цены на торговое оборудование держатся на уровне прошлого года, а на импортные товары даже немного снижаются, что связано с изменениями курса евро.
Покупатели также отмечают смягчение условий. К примеру, по словам гендиректора ООО «Индустрия развлечений» Игоря Дорошенко, если годом ранее поставщики сокращали отсрочку платежа до месяца, то сегодня она может достигать даже более трех месяцев. Кроме того, они предоставляют хорошие скидки — до 10–20%.
— Это связано с тем, что наши поставщики ценят стабильность наших отношений, на протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с одной и той же компанией, хотя рассматриваем предложения и от других игроков, — объясняет Игорь Дорошенко. Как отмечает Александр Воробьев, конкуренция на рынке ужесточилась. Открываются в основном мелкие региональные фирмы, которые являются дилерами московских поставщиков оборудования. Кроме того, многие ключевые игроки донского рынка также развивают собственную дилерскую сеть.
— Идет очень жесткая ценовая конкуренция, большинство покупателей проводит тендеры, в которых участвует огромное количество компаний, — рассказывает г-н Воробьев. — Некоторые, к примеру «Рис», прежде чем совершать закупки, мониторят цены по всей России.
— По нашим ощущениям, конкуренция находится на уровне прошлого года, — комментирует Константин Мариненко. — Конечно, мы тоже готовы предоставлять отсрочку платежа и скидки, особенно если компания является нашим постоянным покупателем. Их размер определяется индивидуально.
Однако несмотря на то что многие поставщики говорят о конкуренции, они считают, что по уровню продаж текущий год должен быть, по крайней мере, не хуже, чем предыдущий. «Русский проект — Дон» запланировал рост на 30% за счет появления новых клиентов, «Модуль-Дизайн» — на 25%.
— Мы прогнозируем увеличение спроса не менее чем в 2 раза в этом году, — говорит финдиректор компании «Балтик Мастер» Татьяна Лаптиева.— В настоящий момент реализуется спрос, отложенный во время кризиса. Особенная активность наблюдается в регионах на фоне некоторого насыщения рынка в Москве и Санкт-Петербурге.