Донские обувщики закупают штрих-коды впрок и жалуются на низкие продажи
Донские производители обуви осваивают систему маркировки, которая призвана очистить рынок от контрафактной продукции. По словам представителей отрасли, с её внедрением на производство ложится дополнительная нагрузка в виде закупки оборудования, программного обеспечения, найма новых сотрудников. Все это происходит в условиях сокращения продаж.
С 1 июля этого года продажа немаркированной обуви в России должна быть запрещена. Теперь все производители и продавцы должны наносить на товар штрих-код Data Matrix, а все происходящее с кодом и товаром будет отражаться в государственной системе «Честный ЗНАК». Представители отрасли должны создать в ней личный кабинет, обновить программное обеспечение, приобрести оборудование (сканеры штриховых кодов, принтеры этикеток) и промаркировать остатки обуви. Зарубежные производители также заказывают штрих-коды в системе «Честный ЗНАК» и осуществляют печать этикеток и маркировку до пересечения границы.
Маркировка вводится для того, чтобы очистить рынок от контрафактной продукции. Как пишет «РБК» со ссылкой на замгендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, разработчик «Честного ЗНАКА») Реваза Юсупова, с октября прошлого года производители и импортеры обуви заказали 1,1 млрд меток. Представители ЦРПТ подчеркивают, что уже на промежуточном этапе можно судить о том, что реальный размер отрасли на 400% больше, чем считалось до внедрения маркировки.
Опрошенные донские производители обуви переходят на новую систему, но видят в этом много сложностей.
По словам руководителя фабрики в Пролетарске, производящей обувь под брендом BASARAB, Инны Яцко, внедрение системы маркировки в бизнес-процесс требует расходов на обновление программного обеспечения, дополнительных сотрудников.
— Сильнее всего это скажется на небольших производителях, — говорит Инна Яцко. — У нас в штате 60 человек, есть программист, логист, в то же время придется нанимать дополнительного сотрудника на склад.
Многие небольшие предприятия, не имея в штате программиста, с большим трудом выполняют требования закона.
— Не хватает информационного сопровождения, технических консультаций для производителей, — рассказывает замдиректора ростовской компании «Энрико» Николай Рудик. — Бесплатные программы нам трудно самим адаптировать, платные стоят дорого, эффективность их под большим вопросом, поэтому пока обходимся без них. Нет конкретных предложений на рынке по сопровождению маркировки или каких-то готовых продуктов, нет программистов, у которых все работает без проблем. Причина — в неполной готовности самой системы «Честный ЗНАК». Подразумевается использование электронного документооборота (ЭДО), однако и здесь мало что реализовано в плане работы по прослеживаемости движения товаров. Формы документов, инструкции по их заполнению, порядок работы с контрагентами по ЭДО не ясны.
Сбои на сайте «Честного ЗНАКА» вредят бизнесу обувщиков. По словам Инны Яцко, из-за этого они могут задержать отправку товара клиенту и подпортить свою репутацию.
Коммерческий директор ООО «Бродвей» Сергей Геращенко (ТМ Broadway) говорит, что из-за внедрения маркировки контрафактную обувь сбывают по бросовым ценам, поэтому продажи снизились.
Да и в целом для производителей обуви сейчас неблагоприятное время. Например, продажи в сети Walrus в 2019 году снизились на 10-15% по сравнению с 2018 годом.
— Если раньше мы говорили, что китайской обуви покупают больше, а нашей меньше, то сейчас такое впечатление, что спад везде, — поясняет директор ИП Шафиев А. В. (ТМ Walrus) Александр Шафиев. — Стало больше акций, розничные магазины стремятся избавиться от остатков, чтобы расплатиться за аренду, рассчитаться с поставщиками и закупить обувь на следующий год. Наложилась теплая зима — очень большие остатки зимних коллекций, ситуация очень непростая.
— Объемы производства сокращаются каждый год, и сейчас ситуация уже подошла к критической черте, — подтвердил Николай Рудик. — Такая ситуация не только у нас, многие обувные фабрики в Ростове работают по полдня три раза в неделю. Небольшие магазины не выдерживают конкуренции и закрываются. Крупные сети обращаются к нам, но предлагают такие цены, которые практически равны себестоимости. Им выгоднее закупать обувь в Китае, там она дешевле и лучше, потому что там индустрия, технологии, новые разработки и модные показы.
Соответственно, у производителей нет возможности поднять цены и компенсировать затраты на внедрение новой системы. Более того, большинство опрошенных N участников рынка сомневаются, что и в будущем введение маркировки облегчит конкуренцию с серым импортом. К примеру, Александр Шафиев предполагает, что рынок еще долго будет заполнен промаркированными остатками.
— Для остатков обуви, которые были произведены до 1 марта, действует упрощенный механизм маркировки, — говорит он. — Можно получить огромное количество штрих-кодов на остатки продукции. Мы сами заказали этих остатков с запасом — на случай, если что-то не учли. Таким образом, сейчас можно получить штрих-коды хоть на миллион контрафактных пар, и вся эта продукция станет промаркирована и легализована.
Инна Яцко положительный момент видит в том, что обеление системы приведет к тому, что теперь все будут на равных:
— Мы платим налог за каждую пару и включаем его в себестоимость, а некоторые наши конкуренты не платят, и, таким образом, товар у них стоит дешевле на 300-400 рублей. Теперь мы будем в равных условиях, и это не может не радовать.