Донские кондитеры увеличили производство за счет сетевого ритейла
Крупные кондитерские предприятия Ростовской области увеличивают объемы производства и продаж за счет присутствия своей продукции в крупных продовольственных сетях. Впрочем, по оценкам участников рынка, в целом местное кондитерское производство развито слабо. На одной оптово-розничной базе говорят о снижении продаж продукции местных производителей, доля которой занимает лишь 10% всего ассортимента.
По данным Ростовстата, производство кондитерских изделий в январе — марте 2012 года выросло на 27,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет Азовской кондитерской фабрики, ООО «Донской кондитер» и ряда малых предприятий. На Азовской кондитерской фабрике на вопросы N не ответили. По наблюдению корреспондента N, продукция этого предприятия широко представлена в магазинах «Магнит» и «Пятерочка», что, вероятно, и стало причиной увеличения объемов производства. Халва этой компании является также одной из самых дешевых в Ростовской области. Например, в рознице она стоит на 3–4 рубля меньше, чем халва ростовского предприятия «Шанс».
В компании «Донской кондитер» (выпускает сахарное печенье, которое продается в сетях) сообщили, что за последнее время продажи выросли, однако причин роста и конкретных цифр называть не стали. Продукция в основном распространяется в ЮФО и средней полосе России.
Увеличение объемов производства и продаж отмечают и другие производители кондитерских изделий, которые работают с крупной розницей.
По словам замдиректора компании «Боун» (пряники, печенье и т. д.) Юрия Василенко, производство и продажи в 2011 году выросли на 20% по сравнению с 2010 годом в связи с расширением ассортимента продукции, а также за счет работы с продовольственными сетями.
В АПХ «Природа» (зефир, мармелад, конфеты и т. д.) производство продукции в 2011 году выросло на 20% по сравнению с 2010 годом за счет эксклюзивных договоров с крупными ритейлорами («Магнит», «Пятерочка», «АШАН»), которым компания поставляет 70% своей продукции.
— В настоящее время устойчив спрос на наши карамель, зефир и мармелад, — говорит представитель АПХ «Природа». — В последние два года цены на наши изделия практически не менялись. Мы считаем основными конкурентами кондитеров из Украины. В ООО «Морозов» (сахарное печенье) сообщили, что продажи остались на уровне 2010 года.
Однако некоторые производители кондитерки, которым не удалось выйти со своей продукцией в розничные сети, отмечают, что продажи падают. Производители связывают спад продаж также с усилившейся конкуренцией на рынке. Например, ООО «Шанс» в 2011 году произвело халвы меньше, чем в 2010-м, из-за спада продаж.
По словам представителя ООО ПК «Чалтырский» (халва и козинаки), объемы производства и продаж предприятия ежегодно снижаются.
— Наше предприятие работает на выживание, — рассказывает представитель компании. — Из-за того что у нас нет долгосрочных контрактов с поставщиками сырья, а также из-за увеличения тарифов на коммунальные услуги цены на нашу продукцию выше, чем у конкурентов, — разница достигает 10 рублей за кг. За 2011 год продукция подорожала на 4–5 рублей за 1 кг. Поэтому мы не можем быть конкурентоспособными ни на рынках, ни в магазинах. Недавно в нашем районе закрылся цех по производству халвы, потому что работать стало невыгодно.
По словам владелицы Целинского карамельного цеха Вероники Гореловой, из-за сильной конкуренции продажи предприятия упали практически на 90%, поэтому возможен вариант закрытия производства.
По мнению пожелавшего остаться неназванным индивидуального предпринимателя, работающего на одном из рынков Ростова, снижение продаж у некоторых предприятий в основном связано с плохой организацией сбыта их продукции.
— Халву, производимую ООО ПК «Чалтырский», я бы покупала, но ее никто не привозит. Сейчас многие производители или дистрибьюторы доставляют товар непосредственно предпринимателям, однако за семь лет моей работы с кондитерскими изделиями эту халву никто не предлагал, хотя она считается одной из лучших в Ростовской области. Может, она и дороже на 5–10 рублей за кг, но если товар качественный, это не испугает покупателей, — объясняет собеседница N. — Похожая ситуация и с карамелью производства Целинского карамельного цеха. Эти конфеты по сей день пользуются спросом, т. к. они недорогие (менее 100 рублей за кг) и, в отличие от другой подобной карамели, мягкие, не «стеклянные». Покупатели говорят, что у этих конфет вкус детства. Но оптово-розничная база «Конфетка», которая вела реализацию этих конфет, закрылась. Выпуском конфет в Ростовской области практически никто не занимается, за последнее время здесь не появилось ни одного крупного производителя. А на рынок помимо закрепившихся украинских кондитеров выходят производители из Белоруссии, Азербайджана и даже Молдавии. Например, некоторые виды белорусских конфет, являющиеся аналогами российских марок, стоят дешевле (разница доходит до 30%), а потому пользуются большим спросом.
По словам сотрудника оптово-розничной базы кондитерских изделий, пожелавшего остаться неназванным, продажи кондитерской продукции, произведенной в Ростовской области, только снижаются.
— В настоящий момент доля продукции местного производства в общем объеме составляет 10%, — говорит он. — В основном это выпечка, халва и козинаки, т. к. для производства этих изделий в Ростовской области имеется хорошая сырьевая база.
Появление новых местных производителей отследить сложно, поскольку они хотя и появляются часто, но так же часто уходят с рынка.