г. Ростов-на-Дону
06 марта 2021 05:50:34

Риэлтор или экскурсовод?

Денис Вакула:
— В прошлом году я решал жилищный вопрос: продавал квартиру в старой «панельке», покупал в новостройке. Разумеется, не обошлось без услуг риэлторов. Профессиональный уровень сотрудников, эффективность работы, наконец деловая чистоплотность — по всем этим критериям ни одна из компаний до оценки «отлично» не дотянула. Пришлось сменить 8 фирм — для Ростова, считаю, приличная выборка.

Квалификация большинства рядовых сотрудников — тех, что принимают звонки и подбирают варианты, — увы, ниже всякой критики. В народе их уже окрестили экскурсоводами. Все, на что можно рассчитывать, — встретят в оговоренном месте, подпишут договор и покажут квартиру. При этом если вы ищете трешку, могут вызвать на осмотр двушки, ищете не ниже пятого этажа — предложат на первом и т. д. Конечно, я просил записать критерии искомого жилья. Бесполезно. В ответ на упреки чаще всего — молчание. В конце концов я понял. Процент за реализованную сделку наверняка предусмотрен. Но сделки редки, а от сотрудника, видимо, требуют некий минимум показов. Вот и стараются показать как можно больше. Через неделю-другую поисков вас наверняка поведут по кругу: база продавцов одна на всех (не считая продавцов на т. н. эксклюзивных условиях). Возможно, на такую работу не нужны люди с красными дипломами и золотыми мозгами. Но планку требований, по-моему, стоило бы поднять. В одном из агентств на просьбу дать адрес электронной поч­ты мне начали диктовать: «Вэ-вэ-вэ, точка…». В другом (входящем в тройку крупнейших) предложили «немножко наказать жадного покупателя»: «Накинете 50 тысяч, мы клиента уболтаем, а потом «хвостик» поделим». Открытым текстом с корпоративного номера. Весьма неоднозначна, на мой взгляд, практика получения процента с продавца жилья. Такая практика закрепилась в Москве и Питере. Но в Ростове пункт этот, что называется, опционный: продавцу за обязательство не сотрудничать с другими риэлторами (что приемлемо) и плату в размере до 4% от суммы проданного жилья (что, на мой взгляд, дорого) предлагаются «эксклюзивные условия продвижения»: размещение информации на главной странице сайта и в листовках, обещание «предлагать ваш вариант в первую очередь». Стоит ли говорить, что после знакомства с низкоквалифицированными сотрудниками ни к каким эксклюзивным отношениям душа уже не лежит. Отказ от эксклюзива никаких ощутимых последствий не влечет. Правда, в одном агентстве это привело к тому, что моя квартира в разделе продаж появилась лишь через двое суток пос­ле обращения — и почему-то с наценкой в 30 тысяч (в чем я совершенно не был заинтересован: спрос и без того был слабый).

Финал такой. Фирма, в которую я обратился, передала меня другому агентству, у которого был клиент, искавший квартиру на моей улице (обычная практика, прибыль в этом случае делится риэлторами).

Отмечу отдельно: от покупки вторичного жилья я отказался в немалой степени из-за того, что выложить круглую сумму за услуги описанного качества у меня попросту не поднялась бы рука. Клиентам риэлторов совет такой: старайтесь добраться до сотрудника, который допущен к оформлению сделок. Сэкономите и время, и нервы. В каждой компании таких спецов лишь несколько, случается — двое-трое на весь штат, к ним от «экскурсоводов» стекаются варианты с высокой вероятностью заключения сделки (на стадии «покупатель и продавец договорились»). Увы, судя по моему опыту, только на этой стадии в большинстве компаний начинается подробная проверка документов. Так что истории, когда назавтра можно бы оформить куплю-продажу, но вдруг выясняется, что документы не в порядке, далеко не редкость. В моем случае пришлось срочно оформлять план квартиры по новому образцу.

Руководителям бизнеса помимо пожелания повысить уровень рядовых сотрудников я бы посоветовал снизить аппетиты на стоимость эксклюзивного договора. Ведь большинство продавцов все равно отказывается платить. Да и продавать эту услугу де-факто некому.

Просмотров: 5055

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Недвижимость
image
В январе цены предложения и число сделок на ростовском первичном рынке недвижимости росли, но более низкими темпами, чем в прошлом году. По мнению экспертов, в этом году цены могут вырасти, но сегмент людей, готовых покупать квартиры, сузится. Застройщики усиливают программы лояльности, что говорит о снижении потока клиентов.
Недвижимость
image
Крупнейшим коммерческим объектом, построенным в Ростове в 2020 году, стал отель Marriott Courtyard площадью 15,5 тыс. кв. метров на левом берегу Дона. На втором и третьем местах с существенным отрывом по площади — автосалон и административное здание. Площадь всех остальных крупнейших коммерческих объектов, сданных в 2020 году в Ростове, менее 3 тыс. кв. метров. Их совокупная площадь самая низкая за пять лет.
Недвижимость
image
Донское жилищное строительство падает в объемах, но растет в высоту. Совокупная площадь квартир в строящихся многоквартирных домах в Ростовской области на январь этого года составила почти 2,5 млн кв. метров, что на 17,2% меньше, чем годом ранее. Проекты укрупняются и сосредотачиваются в донской столице. Вклад остальных городов в строительство все больше нивелируется. По мнению эксперта, сокращение объемов текущего строительства связано с введением эскроу-счетов, что заставило многие мелкие компании уйти с рынка, а также с тем, что процесс выдачи разрешений на строительство усложнился.
Недвижимость
В прошлом году спрос на покупку коммерческой недвижимости в Ростове увеличился на 4%, на аренду, напротив, снизился на 9%. Наиболее востребованы были помещения свободного назначения за счет их мультифункциональности и высокой степени адаптивности для различных видов бизнеса.