Удвоение не удалось
Дилерам крупных грузовиков не удалось выполнить заявленные планы по удвоению продаж из-за введения утилизационного сбора.
По словам дилеров крупнотоннажных грузовиков европейских марок, утилизационный сбор повлек за собой удорожание техники на сумму от 100 до 530 тыс. руб. в зависимости от грузоподъемности автомобиля. В связи с этим в августе — сентябре наблюдался спад продаж и продавцам техники не удалось выполнить планы по удвоению объемов реализации. Тем не менее некоторые из них зафиксировали рост на 25–50%. По мнению экспертов, в следующем году также следует ожидать повышения спроса в связи с увеличением количества строек.
«Нейс-Юг» (MAN, Wielton) за этот год продал около 100 единиц грузовой и полуприцепной техники, другая ростовская компания — «Глобал Трак Сервис» (Mercedes-Benz) — 50. В начале года многие дилеры заявляли, что в связи с ростом спроса они планируют увеличить объем продаж в 2 раза. И хотя достичь этого не удалось, рост продаж все равно значителен.
По словам регионального менеджера ООО «Рено Тракс Восток» Сергея Япондыча, компания увеличила объем продаж на юге в 1,5 раза.
— Наши продажи находятся примерно на уровне прошлого года, мы уже реализовали около 50 машин, — говорит начальник регионального отдела продаж «Глобал Трак Сервиса» Владимир Ходяков.
В среднем размер покупки сегодня, по словам г-на Ходякова, составляет 5–8 машин. Основные клиенты в этом году — перевозчики и компании, занимающиеся строительством дорог. Производители продуктов питания, на которых дилер также рассчитывал, в текущем году отложили приобретение техники. Наиболее крупная покупка 2012 года — 15 грузовиков. Их приобрел один из перевозчиков.
— В течение года наши продажи шли достаточно равномерно, их объем в текущем году вырос на 20–25% в сравнении с 2011-м, — заявляет заместитель директора ООО «ГРИФОН» (официальный дилер Mercedes-Benz) Андрей Юзюк. — Удвоения в этом году нам не удастся достичь из-за спада в августе и сентябре.
В целом, по данным «Автостата», в 2012 году в области поставлено на учет в 1,5 раза больше крупных грузовиков, чем в прошлом.
Спад продаж в августе — сентябре, по данным дилеров, происходил в связи с введением утилизационного сбора, который повлек удорожание техники на сумму от 100 до 530 тыс. руб. в зависимости от грузоподъемности.
— Многие завезли крупные партии техники до введения утилизационного сбора, — рассказывает гендиректор «Нейс-Юга» Богдан Хмельницкий. — В августе таможня трещала по швам, на границе образовались многокилометровые очереди из тягачей различных брендов. Поэтому авто, завезенные в сентябре, стали в неравный ценовой диапазон. Многие испытывают на себе демпинг, и верить в удвоение объема продаж в данных условиях хочется, но это все же маловероятно. Кстати, введение злополучного утилизационного сбора увеличило стоимость подержанных авто возрастом старше 3 лет и грузоподъемностью до 20 тонн на 1,2 млн руб., а грузоподъемностью от 20 до 50 тонн — на 2 млн руб. Ввозить машины б/у из Европы стало просто невыгодно.
— У нас большое количество покупок было совершено в конце лета, как раз перед введением утилизационного сбора, поскольку клиенты опасались подорожания, — сообщает г-н Япондыч.
Во втором полугодии также наблюдалось изменение цен на автотехнику, связанное с колебаниями курса евро. В среднем она подорожала на 1–2%. А со следующего года, по словам Владимира Ходякова, производители в связи с инфляцией снова планируют поднять цены. По словам экспертов, удорожание может составит от 1,5% до 6% в зависимости от марки.
— Если по результатам начала года у нас была тенденция продаж тягачей с колесной формулой 4 × 2, то к концу года положение резко поменялось в пользу тягачей с колесной базой 6 × 4, — говорит Богдан Хмельницкий. — В основном они востребованы под самосвальные полуприцепы, где как нельзя лучше проявили себя 33-кубовые полуприцепы Wielton, особенно в условиях наших российских дорог.
В «ГРИФОНЕ» отметили, что в течение 2012 года наибольшим спросом пользовались седельные тягачи Actros 1841 LS и Axor 1840 LS, а также самосвалы на шасси Actros с колесной формулой 6 × 4 и 8 × 4.
— Самосвальная техника пользуется повышенным спросом благодаря специальной программе лизинга от производителя с удорожанием 4,56%, — утверждает Андрей Юзюк.
Некоторые автодилеры крупнотоннажных грузовиков сегодня улучшают свои сервисные центры. К примеру, «Нейс-Юг» расширяет количество брендов, с которыми работает их сервисная станция. Компания получила авторизацию у Hyva (гидравлика), SAF и BPW (оси), WABCO и Knorr-Bremse (тормозная система). «ГРИФОН» в октябре ввел в эксплуатацию второй ремонтный бокс, удвоив количество постановочных мест до 24.
— У нас существует спецпредложение для транспортных компаний, входящих в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков, — рассказывает г-н Ходяков. — Они могут совершать покупки по ценам производителя, которые примерно на 5% ниже рыночных.
Однозначных прогнозов о продажах в будущем году эксперты не дают, но все же надеются их улучшить.
— Со следующего года мы ожидаем роста продаж, связанного прежде всего с увеличением количества строек, а также с отложенным спросом, поскольку некоторые компании перенесли свои покупки на будущий год, — сообщает Владимир Ходяков.
В «ГРИФОНЕ» и «Рено Тракс Востоке» ожидают повышения спроса со стороны потребителей еще до конца года.
— Сейчас ведутся переговоры с рядом клиентов о поставках до конца года, — рассказывает Сергей Япондыч. — Если они пройдут успешно, нам удастся увеличить объемы продаж по итогам года на 70%.
— Пока рынок не стабилизируется, сложно что-то прогнозировать, — комментирует Богдан Хмельницкий. — Ориентировочно ситуация выровняется к весне, то есть к этому времени будет распродана техника, ввезенная до утилизационного сбора.