Штрафы поддерживают высокий спрос на тахографы
Компании, оказывающие услуги по установке тахографов (электронных устройств контроля состояния автотранспорта и его водителей), отмечают активный рост спроса на этот вид оборудования. Эта тенденция прослеживается на рынке с прошлого года, говорят эксперты. Тогда, после вступления в силу нормативных актов, обязывающих владельцев определенных видов транспорта оборудовать их тахографами, многие перевозчики попали под значительные штрафы. Это вызвало ажиотажный рост на тахографы, а также уход с рынка перевозок ряда игроков, для которых дальнейшая работа оказалась невыгодной.
Тахограф позволяет владельцу транспорта получить экономию топлива и времени рейса, а также повысить эффективность труда водителей, считает директор ООО «Интерра» Юрий Кравчик. Прибор фиксирует маршрут движения автомобиля, остановки, расход топлива. В классическом варианте эти данные снимаются после рейса, однако конкуренция со спутниковыми системами мониторинга автотранспорта вынудила производителей тахографов оснастить свои устройства блоками ГЛОНАСС/GPS для контроля транспорта в реальном времени, отмечает генеральный директор компании «СтавТРЭК» Иван Матвеев.
— До появления на рынке систем спутникового мониторинга некоторые предприятия использовали тахографы для проведения пострейсового контроля транспорта, — добавляет господин Матвеев. — Это было очень неудобно, однако позволяло говорить о некоей экономической эффективности «черных ящиков» как таковых. После того как устройства ГЛОНАСС/GPS получили широкое распространение, смысл в установке тахографов остался только с точки зрения законодательства, поскольку системы спутникового мониторинга обладают более обширным по сравнению с тахографами функционалом и при этом стоят в несколько раз дешевле. Это понимают и сами производители тахографов. Все они разработали устройства «два в одном», содержащие помимо собственно тахографа, контролирующего режим труда и отдыха водителя, блок спутниковой навигации. Такое устройство окупается за 8–12 месяцев при условии подключения датчика расхода топлива.
По словам гендиректора компании «СтавТРЭК», к установке тахографов владельцев автотранспорта стимулируют исключительно требования государства. Транспортное законодательство в этой сфере значительно ужесточилось в прошлом году, охватив новые группы грузового транспорта, и продолжило ужесточаться в нынешнем: с 1 апреля согласно приказу Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 штрафом будет караться отсутствие тахографа в автобусах с числом мест более восьми, а также в транспортных средствах, предназначенных для перевозки опасных грузов, и грузовых автомобилях полной массой более 3,5 тонны, работающих на междугородных маршрутах. С 1 июля попасть под штраф рискуют владельцы транспортных средств, осуществляющих междугородние перевозки и имеющих полную массу более 12 тонн, а с 1 сентября — более 15 тонн.
— Нормативные акты, предписывающие оснащение тахографами отдельных категорий транспортных средств, — основной генератор спроса на данное оборудование, — говорит Юрий Кравчик. — Тем не менее опыт Европы показывает, что от повсеместного внедрения тахографов могут выиграть целые отрасли экономики. Однако пока оценить этот эффект нельзя. Такая возможность появится не раньше 2016 года.
По словам Ивана Матвеева, в настоящее время на установку тахографов приходится как минимум 50% заказов, выполняемых ООО «СтавТРЭК».
— Этому есть простое объяснение, — считает эксперт. — Всего за два года оснащению тахографами в России подлежит около 4 млн транспортных средств. А штрафные санкции за их отсутствие довольно чувствительны — 1–3 тыс. рублей для водителей и 5–10 тыс. рублей для должностных лиц. Поэтому спрос остается неизменным с момента ажиотажа, возникшего в апреле прошлого года, когда вступили в силу очередные нормативные акты в области контроля отдельных видов транспорта. Многие перевозчики тогда не спешили с установкой тахографов, рассчитывая, что все как-нибудь обойдется, и были оштрафованы. В тот период ряд игроков начал распродавать свои автомобили, ссылаясь на то, что перевозки и так не слишком доходный вид бизнеса, а тахографы стали последней каплей.
По утверждению Ивана Матвеева, средняя цена тахографа, соответствующего требованиям приказа Минтранса № 36, составляет 35–40 тыс. рублей. Более дорогие модели имеют возможность передачи данных в режиме реального времени по спутниковым каналам или сетям мобильной связи. Стоимость установки, калибровки и активации устройства — 12–15 тыс. рублей. По данным Юрия Кравчика, цена тахографа зависит от числа приобретаемых клиентом устройств и наличия у них модуля беспроводной передачи данных стандарта GPRS. Разброс цен на устройства — от 31 тыс. до 37 тыс. рублей, стоимость работ по монтажу тахографа — 7–14 тыс. рублей в зависимости от того, требуются ли установка датчиков и замена спидометра.
Приказ Минтранса допускает использование только восьми видов тахографов. Семь из них — отечественные разработки. Наиболее популярны тахографы «ШТРИХ-ТахоRUS» (производитель ООО «НТЦ “Измеритель”»), «Меркурий ТА-001» (ООО «Астор-Трейд»), «АТОЛ Drive 5» (ООО «АТОЛ») и «КАСБИ DT-20» (ОАО «КЗТА»), говорят эксперты. Существует только один тахограф зарубежной разработки, допущенный к использованию на территории России, добавляет Иван Матвеев, это DTCO 3283 компании «Континенталь», который, впрочем, собирается в российском Чистополе.