Рынок грузовиков растет за счет среднетоннажников
Рынок новых грузовых автомобилей в Ростовской области подрос на 19,6%, хотя в целом по стране продажи грузовиков стремительно падают. По словам экспертов, основные продажи пришлись на среднетоннажный сегмент, поскольку за крупнотоннажным транспортом ужесточился контроль. Дилеры говорят о снижении спроса, но надеются сохранить продажи на уровне 2014 года.
Местный рынок продаж грузовых автомобилей показывает положительную динамику, несмотря на сильное снижение продаж в целом по России. По данным агентства «Автостат», в Ростовской области за январь — февраль 2015 года было продано 214 новых грузовых автомобилей, что на 19,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. В целом по РФ продажи грузовиков упали на 35,7%.
Участник рынка, пожелавший остаться неназванным, заметил, что основные продажи в первом квартале пришлись на среднетоннажные грузовики. По его мнению, это связано с уменьшением допустимых норм нагрузки на оси тяжелых грузовиков, за превышение которых предусмотрены высокие штрафы в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 12 от 9 января 2014 г., вступившим в силу в 2015 году. Так, за перегруз крупного транспортного средства водитель будет оштрафован на 1,5–2 тыс. рублей, должностное лицо — на 10–15 тыс. рублей, юрлицо — на 250–400 тыс. рублей. Такая мера, по всей видимости, подталкивает владельцев грузов и перевозчиков к приобретению среднетоннажных грузовиков, т. к. перевозки грузов крупнотоннажным транспортом становятся невыгодными.
С этим согласился директор ООО «Масикс» (производит газобетон и газоблоки) Александр Арзамасков.
— Примерно около месяца назад ГИБДД начала рьяно контролировать соблюдение норм нагрузки на ось грузового автомобиля, многократно увеличилось количество постов с дорожными весами, такие посты стали открываться недалеко от ворот промышленных предприятий, карьеров, — заметил г-н Арзамасков. — В результате бизнес начал использовать менее крупные грузовики, они стали более востребованными, а стоимость перевозок подорожала на 10%.
Кроме того, с 15 ноября 2015 года за проезд грузовика массой свыше 12 тонн по федеральным автотрассам общего пользования в России будут взимать по 3,7 руб. за 1 км.
Судя по данным «Автостата», значительно выросли продажи собираемых в России среднетоннажников ISUZU (ульяновский автозавод SOLLERS-ISUZU) и грузовиков ГАЗ-САЗ (Саранский автозавод, входит в дивизион «Грузовые автомобили» группы «ГАЗ») (см. инфографику).
Руководитель дилерского центра «ГАЗ Лидер» Родион Дощенко пояснил, что технику ГАЗ-САЗ в основном приобретают сельхозпредприятия, которые в рамках программ по утилизации и субсидированию покупки отечественной техники обновляют свой автопарк. По его словам, в целом спрос на грузовые автомобили незначительно снизился, но компания планирует сохранить продажи на уровне 2014 года.
— Немалая доля автотехники приобреталась в кредит или лизинг, но в связи с ростом банковских кредитных ставок определенная часть клиентов отложила решение о покупке, — говорит г-н Дощенко. — Толчок спросу дает программа утилизации, действие которой официально продлено до середины текущего года. Кроме того, с 1 апреля возобновилась программа льготного автокредитования, поэтому в настоящее время процентные ставки по кредитам на автомобили стоимостью до 1 миллиона рублей будут снижены и годовой процент составит от 8,67%. Определенные модели среднетоннажных грузовиков ГАЗ с учетом программы утилизации попадают в эту ценовую категорию.
Компания «Транзит-Дон» (DAF, HINO, MAN и т. д.), по словам ее маркетолога Алексея Стороженко, реализовала в I квартале 2015 года 70 единиц техники, что на 15 единиц меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
— На европейскую технику цены выросли соразмерно курсу валют, — говорит г-н Стороженко. — Стоимость грузовиков отечественного производства увеличилась незначительно. Количество проданной техники в кредит или лизинг не изменилось. Мы планируем удержать свои показатели на уровне прошлого года за счет увеличения количества представляемых брендов новой техники, а также за счет внедрения системы trade-in.
В «Глобал Трак Сервисе» (официальный дилер грузовиков Mercedes-Benz) сообщили, что продажи по итогам первого квартала выросли на 30%, на аналогичную величину подросли и цены на грузовики. Однако в этом году компания планирует продать 30 единиц техники, что на 20 грузовиков меньше, чем было в планах на 2014 год.