Продажи крупнотоннажных грузовиков восстанавливаются
Донской рынок грузовых автомобилей развивается неравномерно. Растет сегмент отечественной техники, сравнительно более доступной по цене. Дилеры европейских машин работают в условиях низкого спроса. По мнению экспертов, сохранить рентабельность могут крупные продавцы, а также компании, специализирующиеся на сервисе.
По данным «Автостата», продажи крупнотоннажных (более 16 тонн) грузовых автомобилей растут шестой месяц подряд. Как и в 2015 году, наибольшим спросом пользуется продукция отечественных производителей, которые и обеспечили рост. Так, из 10 марок — лидеров рынка существенную положительную динамику продемонстрировали KAMAZ и NEFAZ. За 9 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года их реализация увеличилась, соответственно, на 165 единиц (+110,7%) и на 81 единицу (+168,8%) (см. инфографику).
Опрошенные N участники рынка объясняют интерес к отечественным маркам более доступной ценой. Российские грузовики в меньшей степени зависят от ситуации на валютном рынке. Дешевле обходится доставка, нет необходимости тратиться на таможенное оформление. Кроме того, с учетом утилизационного сбора покупатель отечественной техники может получить выгоду от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
Рост в сегменте европейских марок эксперты объясняют главным образом фактором низкой базы.
— Как и в 2015 году, уровень продаж остается очень низким, — говорит Роман Дмитренко, гендиректор ООО «Ростовскан» (продажа грузовиков Scania). — В I кв. 2016 года не продавалось почти ничего. В апреле — мае мы отметили оживление спроса. Однако это, скорее, сезонное явление. Весной растут объемы работ в перевозках, строительстве. Бизнес определятся с задачами на предстоящий высокий сезон, и в связи с этим возникает интерес к спецтехнике. Но об активном платежеспособном спросе на европейскую технику говорить не приходится, т. к. цены на нее связаны с курсом евро и не всякий бизнес располагает достаточными средствами.
Собеседники N отмечают, что в Ростовской области объемы продаж европейских крупнотоннажных грузовиков упали в 2014–2015 гг., когда стали закрываться донские компании, работавшие в сфере международных перевозок. Именно они формировали основной спрос. Дело в том, что требования к грузовым автомобилям, проезжающим по территориям европейских государств, формируются местными регулирующими органами. Эти требования постоянно ужесточаются, и европейские модели грузовиков (в отличие от отечественных) почти полностью им соответствуют. Однако в условиях высокой волатильности евро риски в международных перевозках возросли, средним и мелким перевозчикам стало проблематично планировать работу, они ушли с рынка и, соответственно, перестали приобретать и обслуживать крупную грузовую технику.
Опрошенные N участники рынка подчеркнули, что в сложившихся условиях работать рентабельно проще крупным компаниям со стабильной клиентской базой. Они могут до известной степени удерживать цены — главный фактор спроса.
Как сообщил N Виктор Орлов, директор по маркетингу и рекламе компании «Русбизнесавто», с начала 2016 года отечественные грузовики подорожали в среднем на 15%. При этом собеседники N отмечают, что в условиях низкого спроса у дилеров европейских производителей нет возможности ощутимо повышать цены.
— Наша ценовая политика в течение 2015–2016 годов существенно не менялась, — утверждает Роман Дмитренко. — Мы работаем с рублевыми ценами 8 лет и предлагаем покупателям схемы, позволяющие снизить зависимость от колебания курсов валют. Например, действует указанная в договоре рублевая цена на заказываемые грузовики. В течение нескольких месяцев техника производится, доставляется из Европы в Россию, проходит таможенное оформление. За такой срок курс евро может неоднократно измениться, но независимо от этого покупатель выплачивает сумму, указанную в договоре (первый взнос — 20–30%, остальное — по факту получения заказа в Ростове).
— Европейские производители снизили цены в евро, — говорит Виктор Михеев, директор компании «Югвнештранс». — Техника, которую мы закупали в 2016 году, стоила в среднем на 10% дешевле, чем в 2014-м. Сравнивать приходится с 2014-м годом, т. к., по моим данным, в 2015 году в Ростовской области продажи практически остановились.
При этом, как отмечают эксперты, девальвация рубля создала предпосылки для развития компаний, специализирующихся на сервисе. Во-первых, раньше владельцы европейских грузовиков предпочитали обслуживаться в Европе (как правило, в Польше). Преимуществами были и более низкая стоимость (в евро), и уровень квалификации мастеров, и доступность комплектующих. Но сейчас цена евро делает такой ремонт слишком затратным, для многих выгоднее обслуживаться «на месте». Во-вторых, у бизнеса недостаточно свободных средств для приобретения новой техники, и приходится сосредоточиться на ремонте имеющейся.
— По моим данным, с начала года в Ростовской области примерно на 8% увеличилось число предприятий, обслуживающих европейскую грузовую технику, — говорит Владимир Плюшинский, гендиректор ООО «ППК Групп» (ремонт крупной техники европейских производителей). — Наши собственные обороты в этом году выросли на 40%. Мы расширили площади, наняли дополнительный персонал. Сейчас могут развиваться компании, обслуживающие крупных, финансово устойчивых клиентов. Перспективы небольших предприятий просчитать сложно.
Аналитики прогнозируют рост рынка. Парк достаточно амортизирован, чтобы реализовался отложенный спрос: бизнес будет активнее закупать технику и чаще обращаться в сервис.
Ожидается оживление во всех сегментах, однако лидерами останутся отечественные марки.
— Дно пройдено, — утверждает Виктор Орлов. — В 2017 году объемы продаж крупной грузовой техники увеличатся на 5–10%.
Инна Бойко