Продавцы грузовиков делают ставку на крупных клиентов
Продажи грузовых автомобилей и спецтехники в Ростовской области в январе — мае этого года снизились на 6%. Дилеры отмечают снижение покупательной способности, особенно со стороны малого и среднего бизнеса. Многие дилеры рассчитывают на увеличение продаж к концу года, делая ставку на крупных клиентов — агрохолдинги, строителей и нефтяников.
По данным агентства «Автостат», по итогам первых 5 месяцев этого года продажи грузовых автомобилей в Ростовской области снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6 процентов и составили 1,07 тыс. штук. Эти показатели лучше общероссийских: в целом по стране продажи грузовиков в январе — мае просели на 12 процентов.
— Прогноз на второе полугодие неутешительный, — говорит начальник коммерческого отдела компании «Глобал Трак Сервис» (Mersedes-Benz) Владимир Ходяков. — В целом по объему продаж ситуация находится на уровне прошлого года, наша компания реализовала в первом полугодии 18 единиц транспорта. Но сейчас мы наблюдаем снижение покупательной способности.
Дилеры отмечают, что в этом году грузовые автомобили подорожали в связи с ростом курса евро и введением в прошлом году утилизационного сбора.
— Рынок был перенасыщен техникой, ввезенной до введения утилизационного сбора, до сентября 2012 года, — поясняет гендиректор компании «Нейс-Юг» Богдан Хмельницкий. — Стоимость техники порой разнится в тысячи евро, поскольку что-то было ввезено до сентября, а что-то после. Поэтому ситуация до сих пор выравнивается.
Владимир Ходяков отмечает, что цены на некоторые грузовики стали выше по сравнению с прошлым годом на 300–400 тыс. рублей.
Богдан Хмельницкий добавляет, что из-за удорожания техники дилерам приходится сокращать маржинальность почти на 50%.
— На сегодня можно уже точно констатировать, что в России наступил период стагнации в продажах тяжелого транспорта, — комментирует директор по продажам и маркетингу компании «ГРИФОН» (Mersedes-Benz) Сергей Япондыч. — Розничные продажи практически остановились, так как основные покупатели — транспортные компании, как малые, так и крупные — испытывают большие сложности в этом году.
В частности, стоимость ГСМ выросла, а ставки по перевозкам снизились.
Богдан Хмельницкий добавляет, что в этом полугодии клиенты стали ориентироваться на более простые модели автомобилей с минимальной комплектацией.
Нестабильная ситуация в первом полугодии наблюдается во всех сегментах рынка автомобилей и спецтехники. Так, гендиректор ООО «Ростов-УАЗ» Борис Годунов отмечает, что падение рынка за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 15%. Среди трендов этого года в компании отмечают крайне низкую покупательную активность физлиц.
Логист отдела продаж автомобилей «Газ» ООО «ТСС Ростов» Родион Дощенко говорит, что компания увеличила продажи в первом полугодии на 24%, но он также отмечает, что на рынке нет системного спроса, наблюдаются внезапные спады и рост.
В сложившихся условиях конкуренция между дилерами усилилась. Как сообщил Сергей Япондыч, лидером в этом году станет тот поставщик, который сможет предложить лучшие условия именно для крупных клиентов, поскольку зерновые, нефтяные (АЗС) и строительные компании менее всего подвержены снижению активности и реализуют свои планы пополнения автопарка по ранее утвержденным бюджетам. В этом году компания выиграла тендер, проводимый «ГРУППОЙ АГРОКОМ», и в июле завершает поставку партии тягачей Mersedes-Benz.
— В настоящее время идет процесс унификации автопарков предприятий, входящих в «ГРУППУ АГРОКОМ», — сообщили в пресс-службе группы. — Одно из принятых решений — приобретение «пробной» партии автомобилей марки Mercedes-Benz в количестве 7 единиц (6 — для «Атлантис-Пака», 1 — для «Донского табака»). Поставка осуществлена в июле. Компания-поставщик выбиралась путем открытых переговоров с каждым из производителей, имеющих представительства в нашем регионе, с учетом наших планов по «длинной» унификации. На текущем этапе намечается поэтапная замена старых автомобилей разных марок на новые одной марки.
Участники рынка рассказывают и о крупном тендере на поставку 122 грузовых машин в рамках trade-in (поставщик должен выкупить б/у автомобили Volvo), который в этом году проводит ОАО «НЗНП».
В то же время дилеры в этом году рассчитывают на увеличение продаж. «Нейс-Юг» в первом полугодии реализовал 89 единиц техники (тягачи, самосвалы, полуприцепная техника и т. д.), что почти вдвое больше в сравнении с прошлым годом, и до конца года планирует реализовать 100 единиц MAN и 75 единиц полуприцепной техники Wielton.
— Несмотря на нестабильную рыночную ситуацию, план вполне выполним, — считает г-н Хмельницкий. — Мы проводим бесплатное обучение водителей ProfiDrive для уменьшения расхода топлива и снижения износа деталей автомобилей, заключаем сервисный контракт с продленной гарантией. Также ни для кого не секрет, что стоимость эксплуатации техники MAN наиболее выгодна.
Сейчас «Нейс-Юг» расширяет сервисную станцию в Ростове и собирается строить станции в Ставрополе и Астрахани. Также компания подписала дилерский договор с Hyundai и будет осуществлять поставку автобусов и малотоннажных грузовиков, охватив таким образом все сегменты рынка коммерческих автомобилей и спецтехники.
«ГРИФОН» планирует в этом году реализовать 200 машин и увеличить продажи на 67% по сравнению с прошлым годом (см. экспертное мнение).
В «Глобал Трак Сервисе» надеются на активизацию клиентов во второй половине года, в том числе сельхозтоваропроизводителей, которые в августе-сентябре начнут приобретать автомобили для перевозки зерна.
В компании тоже планируют нарастить объем продаж с помощью различных программ для клиентов. Например, с недавнего времени «Глобал Трак Сервис» совместно с Mersedes-Benz предлагает программу, по которой клиент за символическую плату может арендовать в дилерском центре машину и, проверив ее в действии, принять решение о покупке.
Владимир Ходяков говорит, что в условиях сокращения рынка автопроизводители будут стараться выполнить планы по продажам, поэтому во втором полугодии возможны скидки и акции.