Год маленького покупателя
В 2014 году в Ростове не было ни одного крупного тендера на поставку грузовых автомобилей, поэтому дилеры говорят о штучном спросе со стороны небольших компаний, в том числе транспортных.
По словам продавцов грузовых автомобилей, наиболее активные покупатели в этом году — компании, имеющие собственные грузы. Один из экспертов отмечает возросший спрос на технику со стороны небольших автоперевозчиков. По мнению грузоперевозчиков, 2014 год неблагоприятен для обновления автопарка, поскольку объемы грузов, в том числе из-за введенных санкций, сократились. Кроме того, на рынок давит рост курсов валют и стоимости топлива. По данным Ростовстата, в первом полугодии 2014 года объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом, снизился на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 3,32 млн тонн. В то же время грузооборот местных грузоперевозчиков увеличился на 18%, что говорит о том, что транспортные компании стали перевозить грузы на более дальние расстояния.
Региональный менеджер «Volvo Group Truck Center Юг» Эрнест Плескачев отметил, что компания увеличила свои продажи на юге на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший спрос наблюдается со стороны компаний, имеющих собственные грузы, которые модернизируют и расширяют автопарк.
В компании «Транзит-Дон» сообщили, что в 2014 году большую часть корпоративных клиентов составляют производители строительных материалов.
Аналогичную тенденцию отмечают в Ростовстате. По данным источника, сокращение объемов перевезенных грузов связано с тем, что грузоотправители нарастили количество собственного грузового автотранспорта, тем самым уходя от необходимости пользоваться услугами грузоперевозчиков.
Гендиректор ООО «Глобал Трак Сервис Ростов-на-Дону» Сергей Япондыч, напротив, говорит о том, что сегодня единственными покупателями являются небольшие региональные автоперевозчики. Наибольший спрос пришелся на магистральные тягачи с колесной формулой 4×2.
— Стоит отметить, что в 2014 году в Ростове еще не было ни одного крупного тендера и поставки, — говорит г-н Япондыч. — Этот год является годом розничного, маленького покупателя, приобретающего 1–2 единицы техники. На рынок давит рост курсов валют, что привело к повышению цен на технику, а также введенные санкции со стороны Европы и России, которые практически остановили международные перевозки. Лизинговые компании резко затормозили выдачу кредитов и финансирование на покупку техники — решения по этим вопросам принимаются по 2 месяца. Тем не менее в 2014 году мы продали 43 единицы новой техники, что на 40% превышает показатели прошлого года. Возможно, осенью мы увидим несколько крупных сделок, но и в них количество проданных авто не будет превышать 20–30 шт. — для 2014 года это безумно много.
В местных компаниях, занимающихся автоперевозками, сообщили, что обновлением автопарка в этом году не занимались, поскольку объемы перевозимых грузов снизились, в том числе из-за введенных санкций.
На рынке негативно сказались нестабильность курсов валют и рост цен на топливо.
— Участники нашей организации в этом году не закупали новых автомобилей, — сообщил руководитель СРО «Межавтотранс» (около 700 грузовиков) Дмитрий Ирхин. — Это объясняется тем, что сегодня предложение автотранспортных услуг значительно опережает спрос, поэтому автомобилисты остро ощутили снижение объемов перевозок. Компаниям, которые взяли технику в кредит или лизинг, приходится работать по очень низким ставкам, лишь бы у них не отобрали машину. На рынке нет крупных грузоперевозчиков, сейчас компания, имеющая в собственности 10–15 грузовиков, считается серьезной.
Директор ЗАО «Бэхтранс» (18 грузовиков) Марсель Бэхтольд сказал, что его компания старается ежегодно обновлять автопарк, но в этом году из-за нестабильности курсов валют и сложной ситуации на рынке этого не сделала.
С этим согласился и директор новочеркасской компании «Н-Транс» (26 автомобилей) Гарислав Алексеенко. По его словам, в прошлом году были приобретены два новых грузовика Volvo, но в этом году компания ничего покупать не планирует, рынок автоперевозок находится на грани выживания.
— Я не думаю, что кто-то из местных автоперевозчиков в этом году значительно обновил свой автопарк, — предположил старший менеджер компании «Генеральная экспедиция» (15 грузовиков) Сергей Чухраев. — Как и наша компания, многие перевозчики обновили технику в предыдущие пару лет. Тарифы перевозок остались на прежнем уровне, а стоимость ГСМ заметно возросла, поэтому средств на покупку новых автомобилей попросту нет. После введения санкций объемы импорта заметно сократились. Кроме того, железнодорожники повысили свою активность в направлении перевозки грузов.