Экспансия и сервис
В условиях снижения продаж грузовиков дилеры делают ставку на развитие в других регионах и увеличение объемов сервисных услуг.
По словам дилеров грузовых автомобилей и спецтехники, в этом году на ростовском рынке не было ни одной крупной сделки. Падение продаж в Ростовской области составило 31,2%, это намного больше, чем в целом по стране. Аналитик компании «Автостат» полагает, что одна из причин — завершение инфраструктурных проектов. Участники рынка рассчитывают на восстановление спроса в 2015 году за счет строительства аэропорта, стадиона, дорог и расширяют объемы продаж сервисных услуг. По данным «Автостата», за 9 месяцев 2014 года в Ростовской области было продано 870 грузовиков, что на 31,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это падение гораздо значительнее, чем в целом по России, где рынок просел на 17,3%.
В то же время падение в регионе слегка замедлилось: по итогам января — июня 2014 года рынок проседал на 32,2%.
По словам ведущего аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, к причинам столь сильного падения в Ростовской области можно отнести завершение реализации инфраструктурных проектов.
Продажи лидера рынка — марки KAMAZ — снизились на 15,3%. В целом в России, по данным «Автостата», KAMAZ сократил продажи на 13,5% — до чуть более 23 тыс. грузовиков.
По словам участников рынка, в этом году на нем сложилась непростая ситуация.
Гендиректор сервисного центра Mercedes-Benz «Глобал Трак Сервис» Сергей Япондыч сообщил, что за последние три месяца продажи грузовиков практически остановились в связи с ростом курса евро.
По его словам, у компании на складе есть партия техники Mercedes, приобретенной по старому курсу (45 руб.).
— Цены на грузовики в евро не изменились, но произошел колоссальный рост цен в рублях, — комментирует Сергей Япондыч. — К примеру, средняя стоимость тягача этой осенью составляет 89 тыс. евро, столько же было и весной. Но по старому курсу, когда евро стоил 45 руб., цена тягача равнялась 4 млн руб., а по новому курсу (56 руб. за 1 евро) — уже 4,98 млн.
Генеральный директор компании «Нейс-Юг» (MAN, Hyundai, Wielton) Богдан Хмельницкий сообщил, что рост евро прямо пропорционально отразился на стоимости техники MAN. На коммерческий транспорт марки Hyundai цены пока не изменились. Кроме того, действует программа утилизации, которая позволяет сэкономить 200 тыс. руб. при покупке нового авто. Производитель полуприцепной техники Wielton долгое время сдерживал цены, но с 7 ноября они все-таки выросли на 20%.
Богдан Хмельницкий добавил, что в этом году в связи с сокращением перевозок по Европе участники рынка сконцентрировались на перевозках внутри страны и рынок перенасыщен магистральной техникой. Клиентами «Нейс-Юга» в этом году, как и в предыдущие годы, стали дорожно-строительные, транспортные и производственные компании.
По словам участников рынка, за прошедшие месяцы на ростовском рынке не было ни одной крупной сделки и до конца года ничего подобного не предвидится.
Сергей Япондыч добавил, что сегодня даже сделка по продаже 5 грузовиков считается крупной. По его словам, сейчас компания «Атлантис-Пак» завершает оформление сделки по приобретению партии грузовиков для своих подразделений. Остальные клиенты пока в ожидании.
В «Volvo Group Truck Center Юг» сообщили, что крупные сделки были в других регионах, в частности в Краснодарском и Ставропольском краях.
Основными клиентами компании в этом году выступили компании-грузовладельцы, а также индивидуальные предприниматели, обновляющие свои небольшие парки.
Гендиректор компании «ТрансАбсолют» (дилер грузовиков и спецтехники Scania) Роман Дмитренко сообщил, что рассчитывает, что по итогам этого года объем продаж будет равен прошлогоднему:
— Снижение продаж пришлось на июль и август, сейчас ситуация восстанавливается, надеемся, что нам удастся закончить этот год с тем же результатом, что и прошлый. Возможна вероятность 5-процентного снижения продаж.
Он рассчитывает на восстановление спроса в 2015 году за счет роста объемов строительства, в том числе аэропорта, стадиона, а также дорог. На сегодняшний день 60–70% клиентов компании — строители, в том числе дорожные.
В сложных рыночных условиях большинство дилеров делают ставку на сервис и экспансию. Как сообщил Сергей Япондыч, объем продаж сервисных услуг и запчастей растет. В 2015 году компания планирует строить новые сервисные мощности.
По утверждению Богдана Хмельницкого, у компании «Нейс-Юг» объем сервисных услуг ежегодно растет как минимум на 10%, и этот год не стал исключением. В этом году компания запустила малярно-кузовной цех, доля которого в общем объеме работ составляет свыше 30%. В конце этого года она планирует открытие нового дилерского центра с сервисной станцией в Астрахани.
У компании «Volvo Group Truck Center Юг» также выросли объемы оказываемых сервисных услуг за счет открытия новых станций технического обслуживания. Теперь у компании 10 станций, авторизованных на обслуживание двух брендов — Volvo и Renault Trucks. Кроме того, в ее ближайших планах — открытие второго технического центра в Ростове.
Гендиректор ростовской компании «Транзит-Дон» Александр Михайленко сообщил, что компания к концу года собирается переехать на новую торгово-выставочную площадку площадью в 12 тыс. кв. м, которая будет представлять собой гипермаркет грузовой техники. В этом году компания стала дилером нового производителя полуприцепов и рассматривает еще 4 производителей в другом сегменте грузовой техники. Кроме того, она собирается расширить свое присутствие в регионах — в планах 2 новых региона.