Дилеры грузовиков ждут чемпионата мира по футболу
Продавцы считают, что в 2014 году снижение продаж автомобилей и спецтехники в области может замедлиться, если начнется строительство объектов к ЧМ-2018.
Продажи грузовиков в Ростовской области по итогам 2013 года просели на 29%. Дилеры связывают это с ослаблением рубля, введением утилизационного сбора, падением спроса. В начале 2014 года эти тенденции сохраняются. В 2013 году в Ростовской области было продано 2366 новых грузовиков, что на 29% меньше, чем в 2012-м, сообщает «Автостат». При этом продажи крупнотоннажных авто просели на 25,1%, среднетоннажных — на 11,4%.
— В 2013 году на юге России наши клиенты зарегистрировали 422 новых Volvo, — говорит региональный менеджер «Volvo Group Truck Center Юг» Эрнест Плескачев. — Это на 29% меньше, чем в 2012 году, но и рынок на юге сократился на 22%. С учетом того, что для нас 2013 год был годом розничных продаж, в целом это хороший результат.
Ростовская компания «Транзит-Дон», занимающаяся продажей грузовой техники, по словам ее гендиректора Александра Михайленко, в 2013 году реализовала около 500 единиц техники, что на 20% больше, чем в 2012-м.
— Таких показателей по итогам года удалось достичь за счет большой корпоративной продажи, — говорит он. — Если не принимать во внимание эти данные, продажи остались на уровне 2012 года.
Среди основных трендов, влиявших на рынок крупнотоннажной техники в прошлом году, — ослабление рубля (с 10 января 2013 г. по 7 февраля 2014 г. евро вырос на 18%, доллар — на 14%) и введение утилизационного сбора.
— Предпосылок для улучшения ситуации нет, так как введение утилизационного сбора резко сократило импорт машин в РФ, — сообщает N аналитик «Автостата» Азат Тимерханов. — Да и в целом стагнация в российской экономике не способствует росту продаж коммерческой техники.
По мнению гендиректора компании «Скиф-Авто» (дилер MAN) Артема Евдомашко, многие компании с небольшим капиталом приостановили покупку новой техники.
— В то же время компании со стабильным финансовым положением продолжают развиваться, — уточняет он. — Дорожает техника, соответственно, дорожает и стоимость услуг.
Эрнест Плескачев утверждает, что самая сложная ситуация с продажами импортных грузовиков в 2013 году сложилась в момент резкого колебания рубля в мае — июне.
— Мы в такие периоды всячески поддерживали клиентов специальными программами, поэтому продажи не останавливались, — говорит он.
Тем не менее ослабление рубля в начале этого года продолжает негативно сказываться на рынке (по подсчетам N, с 1 января 2014 года курсы евро и доллара выросли примерно на 9%).
Как сообщил гендиректор сервисного центра компании «Глобал Трак Сервис» Сергей Япондыч, компания в конце 2013 года выкупила большую партию новых грузовиков Mercedes-Benz (22 штуки) за 85 млн руб. и собирается конкурировать с другими дилерами, продавая эти автомобили по фиксированным рублевым ценам. Кроме того, к 2015 году «Глобал Трак Сервис» планирует построить новый дилерский центр для того, чтобы увеличить продажи автомобилей и сервисных услуг.
Эрнест Плескачев добавляет, что основной тенденцией в 2013 году было увеличение доли больших сделок в общем объеме продаж, что связано как с модернизацией, так и с расширением парков крупными игроками, которые перевозят собственные грузы.
Крупнейшая сделка на рынке Ростовской области в 2013 году — приобретение Новошахтинским заводом нефтепродуктов 120 грузовиков Merсedes-Benz и более 30 полуприцепов-цистерн у компании «ГРИФОН».
Среди положительных трендов, повлиявших на рынок в 2013 году, Артем Евдомашко выделяет активизацию строительства в Ростовской области и в соседних регионах (см. «Круглый стол»). Ранее он говорил корреспонденту N, что в 2013 году был спрос на самосвальную технику для перевозки инертных материалов со стороны строительных компаний. По его словам, по итогам прошлого года компания реализовала 60 единиц техники, что почти в 3 раза больше, чем в 2012-м. Правда, дилером компания стала в апреле 2012 года.
Продавцы автомобилей и спецтехники говорят, что пока сложно прогнозировать ситуацию на 2014 год в связи с ослаблением рубля, сокращением спроса, введением с этого года утилизационного сбора для отечественных производителей авто и т. д. — Большое влияние может оказать и то, что многие, приобретя технику в кредит или лизинг, не рассчитали свои силы, и, чтобы расплатиться с кредиторами, им придется ее продавать ее по ценам ниже рыночных, — считает Александр Михайленко.
По его мнению, для того чтобы рынок продаж грузовой техники начал стабильно расти, нужны законодательные меры, такие как урегулирование рабочего времени водителей, строгий контроль за перегрузом.
— Не мешало бы взять на вооружение опыт Евросоюза по ограничению использования старой техники, — добавляет г-н Михайленко. — В ЕС запрещено эксплуатировать рефрижераторы старше 10 лет, а средний возраст седельных тягачей составляет около 4 лет. Эти нормы позволили бы сократить количество аварий в нашей стране, связанных с усталостью водителей и износом техники.
Практически все дилеры рассчитывают улучшить продажи за счет активизации строительства стадиона к чемпионату мира по футболу, аэропорта, объездных дорог.
— В 2014 году, скорее всего, рынок продолжит свое замедление, но оно будет незначительным, — заключает Эрнест Плескачев. — Многое будет зависеть от начала реализации инвестиционных проектов, связанных с подготовкой сразу трех городов в нашем регионе к ЧМ-2018. Если их осуществление начнется уже в этом году, то рынок может вырасти.