Авторынок похоронит не кризис, а продавцы
Алиса Баранникова:
— В начале декабря мне пришлось сопровождать хорошего друга в поисках нового авто. На рынке царил ажиотаж, машины в наличии стремительно кончались, а в салонах буквально доходило до драк. Казалось бы, сейчас рынок переживает отчетливый спад, производители наперебой сулят скидки и подарки, чтобы подогреть спрос, а вот менеджеры в салонах продолжают чувствовать себя хозяевами положения.
Машину мы все же нашли, иномарки ценой в полтора миллиона разбирали не так стремительно, как бюджетные авто, но впечатлений хватит на несколько лет — и в очереди постоять пришлось в прямом смысле, и доставка покупки заняла на две недели больше, чем было обещано. Пользуясь ситуацией, салоны активно распродавали максимальные комплектации и дополнительное оборудование: хочешь в начало очереди — докупи ковриков и брызговиков на несколько десятков тысяч.
Спустя три месяца новая машина потребовалась мне самой. Самая обширная группа — недорогой седан. Купить хотелось конкретную модель узбекского производства в определенной комплектации. Особенно подкупила большая скидка, обещанная производителем в рамках весенней акции. В первом же крупном дилерском центре, предлагающем целый ряд брендов, продавец встретил мой вопрос о наличии авто очень странно. Беседа свелась к тому, что я совершенно не разбираюсь в машинах, брать надо другую, отечественной сборки, на 150 тысяч дороже, и подождать ее два месяца, но если хочется получить кучу проблем, то можно купить «узбека» в топовой комплектации, других нет и не будет.
Второй дилер встретил более приветливо, тем более покупателей в салоне не наблюдалось. Увы — продавать машину без лишних, на мой взгляд, опций мне и тут не захотели — только под заказ и только топовые. А машины в зале, оказывается, уже куплены, и их просто еще не забрали владельцы. Но тут вежливый менеджер нашел решение: оказывается, у него лично как раз есть искомое авто с символическим пробегом, купленное в конце прошлого года, и он готов продать его мне даже немного дешевле акционной цены.
Оказалось, что во многих автосалонах Ростова менеджеров все еще не отпустил декабрьский кураж — снисходительный тон, обязательная покупка дополнительного оборудования, никаких скидок и подарков. Клиенты, пришедшие за конкретной покупкой, уходят в разочаровании и уносят с собой деньги. При таком подходе становится понятно, почему продажи упали и крупные бренды размышляют об уходе с рынка. На работу продавцов в салонах нарекания были и раньше: исторически сложилось, вероятно как отголосок советских автоочередей, что покупка нового автомобиля — это целое событие. Приветливые и компетентные менеджеры по продажам — редкий вид, их контакты передают друзьям, а подход к покупателю может стать решающим в выборе бренда. У меня сложилось впечатление, что именно вежливость и внимание к клиенту стали тем ключиком, который в свое время впустил на рынок китайский автопром — выбирая между отечественным и китайским, покупатель на самом деле голосовал рублем за качество подготовки сотрудников.
В конечном итоге мне удалось найти небольшой салон, представляющий искомый бренд. Адрес дали в службе поддержки автопроизводителя. В обслуживании понравилось все — от тест-драйва и скорости предпродажной подготовки до искреннего интереса к моей предыдущей машине того же производителя. И авто всевозможных комплектаций в наличии есть, и совершенно необязательно докупать весь ассортимент допоборудования.
Мне как потребителю безразличны сверкающие хромом и стеклом пустынные залы автосалона, а снисходительный тон и очереди продавцам следовало бы приберечь до того дня, когда иномарки в стране станут дефицитом.