г. Ростов-на-Дону
19 сентября 2020 16:35:24

Продажи крупнотоннажных грузовиков восстанавливаются

Донской рынок грузовых автомобилей развивается неравномерно. Растет сегмент отечественной техники, сравнительно более доступной по цене. Дилеры европейских машин работают в условиях низкого спроса. По мнению экспертов, сохранить рентабельность могут крупные продавцы, а также компании, специализирующиеся на сервисе.
Продажи крупнотоннажных грузовиков восстанавливаются Источник: «Автостат».

По данным «Автостата», продажи крупнотоннажных (более 16 тонн) грузовых автомобилей растут шестой месяц подряд. Как и в 2015 году, наибольшим спросом пользуется продукция отечественных производителей, которые и обеспечили рост. Так, из 10 марок — лидеров рынка существенную положительную динамику продемонстрировали KAMAZ и NEFAZ. За 9 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года их реализация увеличилась, соответственно, на 165 единиц (+110,7%) и на 81 единицу (+168,8%) (см. инфографику).

Опрошенные N участники рынка объясняют интерес к отечественным маркам более доступной ценой. Российские грузовики в меньшей степени зависят от ситуации на валютном рынке. Дешевле обходится доставка, нет необходимости тратиться на таможенное оформление. Кроме того, с учетом утилизационного сбора покупатель отечественной техники может получить выгоду от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

Рост в сегменте европейских марок эксперты объясняют главным образом фактором низкой базы.

— Как и в 2015 году, уровень продаж остается очень низким, — говорит Роман Дмитренко, гендиректор ООО «Ростовскан» (продажа грузовиков Scania). — В I кв. 2016 года не продавалось почти ничего. В апреле — мае мы отметили оживление спроса. Однако это, скорее, сезонное явление. Весной растут объемы работ в перевозках, строительстве. Бизнес определятся с задачами на предстоящий высокий сезон, и в связи с этим возникает интерес к спецтехнике. Но об активном платежеспособном спросе на европейскую технику говорить не приходится, т. к. цены на нее связаны с курсом евро и не всякий бизнес располагает достаточными средствами.

Собеседники N отмечают, что в Ростовской области объемы продаж европейских крупнотоннажных грузовиков упали в 2014–2015 гг., когда стали закрываться донские компании, работавшие в сфере международных перевозок. Именно они формировали основной спрос. Дело в том, что требования к грузовым автомобилям, проезжающим по территориям европейских государств, формируются местными регулирующими органами. Эти требования постоянно ужесточаются, и европейские модели грузовиков (в отличие от отечественных) почти полностью им соответствуют. Однако в условиях высокой волатильности евро риски в международных перевозках возросли, средним и мелким перевозчикам стало проблематично планировать работу, они ушли с рынка и, соответственно, перестали приобретать и обслуживать крупную грузовую технику.

Опрошенные N участники рынка подчеркнули, что в сложившихся условиях работать рентабельно проще крупным компаниям со стабильной клиентской базой. Они могут до известной степени удерживать цены — главный фактор спроса.

Как сообщил N Виктор Орлов, директор по маркетингу и рекламе компании «Русбизнесавто», с начала 2016 года отечественные грузовики подорожали в среднем на 15%. При этом собеседники N отмечают, что в условиях низкого спроса у дилеров европейских производителей нет возможности ощутимо повышать цены.

— Наша ценовая политика в течение 2015–2016 годов существенно не менялась, — утверждает Роман Дмитренко. — Мы работаем с рублевыми ценами 8 лет и предлагаем покупателям схемы, позволяющие снизить зависимость от колебания курсов валют. Например, действует указанная в договоре рублевая цена на заказываемые грузовики. В течение нескольких месяцев техника производится, доставляется из Европы в Россию, проходит таможенное оформление. За такой срок курс евро может неоднократно измениться, но независимо от этого покупатель выплачивает сумму, указанную в договоре (первый взнос — 20–30%, остальное — по факту получения заказа в Ростове).

— Европейские производители снизили цены в евро, — говорит Виктор Михеев, директор компании «Югвнештранс». — Техника, которую мы закупали в 2016 году, стоила в среднем на 10% дешевле, чем в 2014-м. Сравнивать приходится с 2014-м годом, т. к., по моим данным, в 2015 году в Ростовской области продажи практически остановились.

При этом, как отмечают эксперты, девальвация рубля создала предпосылки для развития компаний, специализирующихся на сервисе. Во-первых, раньше владельцы европейских грузовиков предпочитали обслуживаться в Европе (как правило, в Польше). Преимуществами были и более низкая стоимость (в евро), и уровень квалификации мастеров, и доступность комплектующих. Но сейчас цена евро делает такой ремонт слишком затратным, для многих выгоднее обслуживаться «на месте». Во-вторых, у бизнеса недостаточно свободных средств для приобретения новой техники, и приходится сосредоточиться на ремонте имеющейся.

— По моим данным, с начала года в Ростовской области примерно на 8% увеличилось число предприятий, обслуживающих европейскую грузовую технику, — говорит Владимир Плюшинский, гендиректор ООО «ППК Групп» (ремонт крупной техники европейских производителей). — Наши собственные обороты в этом году выросли на 40%. Мы расширили площади, наняли дополнительный персонал. Сейчас могут развиваться компании, обслуживающие крупных, финансово устойчивых клиентов. Перспективы небольших предприятий просчитать сложно.

Аналитики прогнозируют рост рынка. Парк достаточно амортизирован, чтобы реализовался отложенный спрос: бизнес будет активнее закупать технику и чаще обращаться в сервис.

Ожидается оживление во всех сегментах, однако лидерами останутся отечественные марки.

— Дно пройдено, — утверждает Виктор Орлов. — В 2017 году объемы продаж крупной грузовой техники увеличатся на 5–10%.

Инна Бойко

Просмотров: 410

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Автомобили
image
Объем рынка грузовых автомобилей в Ростовской области, как и по всей России, сократился в связи с пандемией и сложной экономической ситуацией. По словам дилеров, в связи с тем, что некоторое время автозаводы не работали, со второго квартала начались перебои в поставках грузовиков.
Автомобили
image
Продажи новых легковых автомобилей в Ростовской области в январе — июле сократились на 9,4%. Однако, как отмечают участники рынка, в августе спрос вернулся к допандемийному уровню. Его удовлетворению мешает дефицит автомобилей: большинство производителей пока не сумели наладить их поставки.
Автомобили
image
Во II квартале средняя стоимость подержанных автомобилей в Ростовской области выросла по сравнению с I кварталом на 2% и составила 413 тыс. рублей, а по сравнению со II кварталом 2019 года — на 8% (см. таблицы).
Автомобили
image
В январе — апреле 2020 года в Ростовской области продано 41,2 тыс. машин с пробегом, что на 14,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это шестое место в России по объему продаж, сообщает «Автостат». При этом в апреле продажи упали на 57,1% и составили 6 тыс. автомобилей. Снижение по России было несколько ниже: за четыре месяца оно составило 10%, а за апрель — 47,8%.
Реклама на сайте и в газете
Заказать