Верится с трудом
Тема появления в Ростове платных парковок снова в топе новостей. Сначала краснодарская компания предложила мэрии свои услуги по организации парковочных пространств. Затем глава администрации Сергей Горбань заявил, что платные парковки в границах ул. Б. Садовая — Московская и пр. Ворошиловский — пр. Буденновский появятся уже к 1 сентября. А по мере появления денег от собранных штрафов границы небесплатного паркинга будут расширяться. Смущают сроки — до 1 сентября всего полгода.
— Мы поставим камеры и будем штрафовать нарушителей — это станет источником пополнения бюджета. Но недостаточно ввести эту систему, необходимо время, чтобы ее отработать, обеспечить хороший процент собираемости штрафов, — рассказал Сергей Горбань журналистам.
По его словам, внедрением платных парковок будут заниматься частные компании, потому что «денег бюджета на это нет». При этом он пообещал, что проект доверят тем, кто уже имеет практический опыт: «Ростов — это не место для экспериментов».
О возможности появления платных паркингов впервые было заявлено еще зимой 2013-го. Невозможность оставить автомобиль в центре бесплатно стала рассматриваться как один из самых простых вариантов борьбы с запруженностью улиц. Идея проста: раз надо платить, желающих парковаться и приезжать в центр станет меньше. Той же осенью коллегия мэрии предметно обсуждала вопрос. Было подсчитано, что на приобретение терминалов оплаты, датчиков занятости, дорожных табло и другие мероприятия потребуется 162 млн рублей. Была названа примерная стоимость: от 10 до 50 рублей в час. Тогда же были названы проблемы: законодательство не предусматривало ответственности за неуплату, было непонятно, кто станет контролировать автолюбителей, будут ли допущены к проекту частные компании и каковы будут для них условия концессии. К тому же требовалось продолжить реконструкцию улиц, чтобы выделить на них максимальное количество парковочных мест.
В 2014-м прогнозы стоимости менялись: в городском Департаменте автодорог называли цену стоянки — 30 рублей в час. А специалисты ЮФУ, работавшие над методикой определения стоимости, склонялись к 50 рублям в час. Потом наступило затишье. И теперь названы новый срок и будущие исполнители — частные инвесторы.
Как жителя города меня не нужно убеждать в важности решения проблем парковок и пробок. Как жена автомобилиста я понимаю, что после введения платы за оставленный в центре автомобиль за их возможное решение придется в буквальном смысле платить из своего кармана. Но даже с этим скрепя сердце можно согласиться. Очень смущают сроки — до 1 сентября всего полгода.
И причина для пессимизма — другой многообещающий, но так и не заработавший в полную силу проект: безналичная оплата проезда в городском транспорте.
Он стартовал в 2009 году. Прошел конкурс, появился инвестор, потратил десятки миллионов рублей. Но из-за финансово-правовых проблем безналичка так и не стала повсеместной. И сдвинуть проблему не смогло даже вмешательство губернатора, который прошлой весной потребовал от мэрии внедрить безналичку к октябрю 2014 года. Чуда не произошло. Теперь введение такого вида оплаты зависит от областных властей.
— Безналичка заработает, когда область сделает электронную карту. Я не могу ее отдельно в городе сделать, потому что социальные работники не смогут пользоваться автотранспортом, — заявил Сергей Горбань на брифинге.
При этом забавно, что и безналичная оплата проезда, и платные паркинги работают уже во многих городах страны, но почему-то не приживаются в ростовских условиях.
Возможно, это тот случай, когда стоит вспомнить про народную мудрость: померить побольше и позапрягать подольше, то есть заранее решить все правовые и технические вопросы, и только потом объявлять точную дату начала новой жизни?..