В Ростове показывают предметы интимного гардероба прошлого века
На выставке в Ростовском областном музее краеведения можно увидеть, какое качественное и изысканное белье носили обеспеченные жительницы Дона сто с лишним лет назад.
В экспозиции более 150 подлинных предметов из фондов музея. Это чепцы, корсеты, сорочки, пеньюары, панталоны, чулки, комбинации. Названия некоторых элементов гардероба, скорее всего, известны только историкам и фанатам моды. Например, матине. С французского это переводится как «утро», «время до полудня». Давным-давно так называли женское платье или легкую, широкую, длинную кофту. Ясно, что этикет предписывал носить этот не халат и не пеньюар строго в первой половине дня.
Автор выставки Зинаида Римская рассказала N, что большинство экспонатов когда-то принадлежали жительницам Ростова и Нахичевани. До революции здесь был спрос и на люксовый импорт, и на произведения местных модельеров. В Ростове успешно работали корсетные, белошвейные мастерские. Было в городе и фабричное производство. Белье делали из хорошо обработанных, недешевых тканей, украшали вышивкой и кружевом, а такие вещи могли себе позволить только обеспеченные люди.
— В начале XX века неквалифицированные рабочие получали 25 рублей в месяц, квалифицированные — до 50 рублей, учитель гимназии — 100-105 рублей, — говорит г-жа Римская. — При этом ночная сорочка стоила от 2,5 до 4 рублей. Заказ корсета из Парижа вместе с доставкой обходился в 7-9 рублей. Дороговизну товара оправдывали красивые, первоклассные материалы, дефицитный китовый ус (это он отвечал за корректирующую функцию корсетов), а также сложный, искусный крой.
Судя по этим цифрам, 110 лет назад ростовчанка с интеллигентной, востребованной профессией могла приобрести парижский корсет примерно за 10% своего ежемесячного жалования (считаем от 90 руб. в месяц, учитывая, что преподавательнице гимназии платили меньше, чем коллеге-мужчине). Согласно данным из открытых источников, сейчас опытный и плотно загруженный донской педагог получает от 30 до 40 тысяч рублей. Корсет авторитетного итальянского бренда стоит минимум 15 тыс. руб. (материалы — полиамид и эластан), максимум — ближе к 100 тыс. руб. (благородные натуральные ткани). В обоих случаях доставка не из Парижа, а всего-то из пафосного московского универмага. Итак, образованной, усердной труженице в современном Ростове фирменный корсет обойдется в 50–330% ежемесячного заработка.
Впрочем, Зинаида Римская говорит, что даже небедным покупателям приходилось копить на достойное белье. Нередко такие обновки собирались несколько лет, и девушка получала их в приданое.
Экспонаты выставки передают полную гармонию моды, эстетики тех времен и идеала женской привлекательности. Это особенно ясно видно в тематических открытках. Как правило, их печатали во Франции и Германии. Для ростовчан тех времен «карточки» были аналогом современных мужских журналов, для ростовчанок — фешен-гидом, в котором подсматривали модели белья и аксессуаров, идеи для причесок и макияжа. Новинки вдохновляли местных парикмахеров, модисток и портных. Все нужное для творчества у них точно было. На выставке можно ознакомиться с коллекциями предметов рукоделия и швейных машинок. Эту технику несколько месяцев восстанавливал реставратор Вячеслав Вереин. Он отладил обветшавшие механизмы и вернул раритетам их «врожденное» обаяние.