В Ростове обсудят творчество одного из первых авторов вселенной-франшизы
21 апреля театрально-выставочный центр «Макаронка» приглашает на лекцию-дискуссию Юрия Арефьева «Темная длань безумия Г. Ф. Лавкрафта».
Так называемые вселенные-франшизы если и не доминирующее, то наверняка одно из главных явлений современной массовой культуры. Эти крайне капиталоемкие проекты известны даже тем, кто ими не интересуется. Так, «Звездные войны» и «Марвел» — кинематографические франшизы, объектами которых могут быть персонажи, права показа, продукция для поклонников и пр. Вымышленная литературная вселенная Джона Толкина «Властелин колец» известна с середины прошлого века. В начале нового тысячелетия она стала кинофраншизой, обрела собственное фан-движение и сформировала рынок «средиземных» костюмов, аксессуаров и пр. Как и Толкин (и примерно в то же время), мастер хоррора Говард Филлипс Лавкрафт описал придуманную им вселенную, которую сейчас называют именем главного персонажа — Ктулху. Это огромное, всесильное древнее морское чудовище. Оно спит на дне океана, и его пробуждение означает конец света. В сети продаются товары с символикой Ктулху: игры и игрушки, обои для рабочего стола, майки, футляры для гаджетов и пр. В соцсетях есть Ктулху-эмодзи. Ссылки на произведения Лавкрафта нашлись у классиков тяжелого рока — «Блэк сэббат» и «Металлики». Лавкрафт указан как соавтор сценария в субтитрах кассового фильма ужасов 1985 года, а также сериалов «Мастера ужасов» (2005–2007) и «Лига справедливости» (2001–2004). Писатель умер в 1937 году, то есть физически не мог участвовать в их создании. Юрий Арефьев поясняет, что имя Лавкрафта поставили в титры, потому что некоторые эпизоды навеяны его идеями. Сам же он при жизни не заработал ни денег, ни известности. Вселенная Ктулху стала франшизой спустя десятилетия. Главный замысел автора — показать ничтожность человека в глобальном масштабе.
— Лавкрафт перечеркивает западный индивидуализм и представления об антропоцентричности мира, — говорит Юрий Арефьев. — Он пытается передать панический ужас перед чем-то колоссальным, непостижимым. Ктулху — вне добра и зла. Это существо мыслит категориями, недоступными человеку.
Произведения Лавкрафта стали востребованы в 70–80-е годы прошлого века, когда в западной поп-культуре появились первые признаки кризиса идей. К тому же оригинальную вселенную можно было использовать, не считаясь с авторскими правами. Безвестный писатель, конечно, не регистрировал интеллектуальную собственность.
Справка
Юрий Арефьев окончил философский факультет Южного федерального университета. В «Макаронке» работает звукорежиссером и курирует концертное направление. В театрально-выставочном центре Юрий Арефьев организовывал обсуждение творчества английских поэтов и музыкантов Дэвида Тибета и Дженезиса Пи-Орриджа. Теме «Магия и музыка» он посвятил цикл лекций.