г. Ростов-на-Дону
23 декабря 2025 17:28:42
79.31
92.86

В музее рассказывают о донских свадьбах

В Ростовском областном музее краеведения на Большой Садовой, 79, работает выставка «Совет да любовь! Свадьба: традиции и современность».

— В экспозиции — около 400 предметов, — говорит научный сотрудник отдела истории Дона Александра Каледина. — Что-то взяли из фондов музея, что-то получили от местных жителей, даже из семей работников музея. Интересные вещи находили в этнографических экспедициях.

Почти все, что есть на выставке, — это подлинники. Много личных вещей, старинной одежды, типичной для крестьян, казаков, в том числе некрасовцев. В единичных случаях организаторы выставляют качественные реконструкции. Их заказывают, если, например, специалисты знают, как выглядела оригинальная вещь, и считают, что без нее экспозиция будет неполной.

На Дону невесты не так уж давно (в историческом понимании) стали выходить замуж в белых платьях и покрываться фатой. На экскурсии расскажут, когда эта традиция дошла до наших краев и какими раньше были местные свадебные наряды.

Кроме одежды, обуви, аксессуаров и посуды на выставке рассказывают о документах, которые когда-то были обязательным условием заключения брака. Один из них — «брачный обыск». Содержание этой бумаги оглашали накануне свадьбы. Акт должен был подтвердить, что для создания семьи нет препятствий. Для оформления «обыска» новобрачные сдавали документы, только не в загс, а в церковь. Как и сейчас, нужно было доказать, что жених и невеста — совершеннолетние, не состоят в близком родстве и не скрывают другую семью.

В экспозиции много фотографий. На них не только новобрачные, но и сложившиеся семьи, иногда сразу несколько поколений. Один такой родственный союз оригинально представил идею фамильного древа. На блюде с изящным золотым растительным орнаментом — одиночные и парные портреты. Они защищены эмалью и сохранятся дольше, чем фото или картина. Судя по одежде, люди жили в конце XIX — начале XX века, но и сегодня их решение так же интересно и может кому-то пригодиться.

Предметы на витринах и в зале — напоминания о традициях, которые уже не вернуть, и о тех, которые дошли до наших времен. Несмотря на все трансформации, модернизации и инновации, молодым в современных загсах все еще связывают запястья рушником и подносят каравай. Приданое родственники тоже чаще всего осматривают, даже если оно не в сундуке (такая инсталляция — часть экспозиции).

В общем, современные традиции бракосочетания можно сравнить с тем, как праздновали создание семьи в Ростове и казачьих станицах в XVIII–XX вв. Одна такая свадьба — Меланьина (или Маланьина) вошла в поговорку и стала известна по всей России. Ее праздновали здесь, на Дону. Подробности можно узнать в музее. Выставка работает до 10 января.

Просмотров: 9149

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
В музее рассказывают о донских свадьбах
Происходящее на Новогоднем симпозиуме в Университете Дедов Морозов рискует обернуться катастрофой общечеловеческого масштаба: похищен топливный элемент электронных часов, задающих не просто время, но все ключевые параметры наступающего года.
В городе
В музее рассказывают о донских свадьбах
Праздничные мероприятия ждут детей и родителей в театрах, музеях, парках и научных лабораториях.
В городе
В музее рассказывают о донских свадьбах
Сказки и чудеса ждут не только детей — для взрослой публики тоже приготовлены премьеры.
В городе
В музее рассказывают о донских свадьбах
Ростовский государственный музыкальный театр запустил первое в Ростове кабаре. Вечернее шоу включает канкан и композиции из тематических кинофильмов в том числе о легендарном парижском кабаре «Мулен Руж». Кабаре музтеатра открылось на месте банкетного зала «Белый рояль». Ресторатор указывает на риски проекта: постановка программы для кабаре не имеет ничего общего с театральной. Современные проекты успешных кабаре гораздо ближе к ресторанному и клубному бизнесу, чем к театру, зачастую имея другую, гораздо более требовательную целевую аудиторию.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.