Свет театра
С 5 по 9 июля в Ростове-на-Дону проходит I Международный фестиваль сценического искусства среди самодеятельных молодёжных коллективов "Театральная вольница". Одной из самых заметных постановок стала "Огни Бродвея" театра "Летучая мышь" (г. Клин). Непрофессиональный коллектив продемонстрировал вполне профессиональный подход, рассказав классическую бродвейскую историю 1930-х годов.
Идея проведения фестиваля принадлежит ростовскому режиссеру театра-студии «Турандот» Федору Нарете. Свои спектакли в Ростове представили 14 коллективов. Театр «Летучая мышь» из Клина – один из самых интересных.
Над сценой светится ярко-красным табличка с надписью "Театр". Вероятно, чтобы зритель не забыл, где находится.
Режиссёр и руководитель спектакля - Юлия Власова. В качестве литературной основы взята пьеса Мэри Орр и Реджинальда Дэнема «Всё о Еве».
Сюжет таков: к успешной актрисе Бродвея приезжает якобы родственница, которая оказывается ягнёнком в овечьей шкуре. Не обходится без штампов, в скольких фильмах и спектаклях была нарочито улыбчивая девушка, которая строит коварные планы и делает подлость за подлостью. Но с другой стороны, как известно, все сюжеты были использованы ещё древними греками. Композиция рамочная - зритель видит, как актёры играют актеров на сцене Бродвея.
Главная проблема всех непрофессиональных актёров - они часто переигрывают. Например, с этим можно столкнуться на «Студенческой весне» любого университета. И хоть одна из актрис произносит фразу "не переиграешь - не сыграешь", но все же, когда зритель не обращает внимания на игру, когда она не бросается в глаза, значит, это уже успех для самодельного театра. Актеры в основном студенты, но есть и более старшего возраста. Большинство из них будто действительно проживают жизнь своих героев. Нет фальши в интонациях, в мимике, очень четкая, без запинок речь.
Как не парадоксально, лучше всего сыграла свою роль служанка Берта. Однозначно, верю.
Спектакль трагикомичен, много таких фраз, которые вызывают у зрителя смех, например, капризная актриса, привыкшая утром долго спать произносит: "Не надо приходить в театр в 9 утра среди ночи". Её же разговор с надоедливым ухажёром:
- Я зайду позже.
- И не раньше!
Однако явный минус - это совсем уж просторечные, грубые слова в репликах, таких, как "баба", "совсем мозгов нет" (эти русские выражения явно не из американского сценария). Они выбиваются из общей тональности, режут слух. Совсем не к месту и пошлые шутки, все-таки спектакль довольно глубокий, местами даже философский.
Так как действие происходит в гримерной, то реквизита на сцене мало - стол, вешалка с платьями и шкаф. С помощью света обозначаются смысловые паузы, очень хорошо подобрана музыка (джаз). В постановке встречаются интересные находки: по ходу сюжета в эпизоде вручения театральной премии актеры занимают первый ряд в зале, изображая зрителей церемонии. Игровые моменты, подобные этому, добавляют спектаклю необычности и динамичности. За счёт этого постановка, длящаяся полтора часа, не кажется затянутой.
К явному минусу можно отнести то, что многие реплики действующих лиц не слышны, так как говорят они без микрофона. То ли средств не хватало, то ли такова задумка, приблизить все максимально к "безмикрофонной" реальности.
Табличка "Театр" все ещё светится, и в конце спектакля не возникает сомнений, что это не просто самодельный театральный кружок, а самый настоящий театр.