Съехавшиеся в Ростов моделисты собрали крупный макет железной дороги
На выставку «Локотранс-Юг-2023» в Ростов приехали моделисты со всей России, чтобы в очередной раз собрать вместе масштабный макет железной дороги. Первый раз такой макет в донской столице собрали 23 года назад.
Над макетом железной дороги в этом году работали более двадцати мастеров со всей России. Любители железной дороги из Москвы, Петербурга, Иркутска и других городов привезли в ростовский КСК «Экспресс» его составные части.
— Это собирательный образ российских железных дорог. Кто-то воссоздает полюбившиеся станции по памяти, кто-то опирается на фотографии. Стараются передать не столько каждую деталь, сколько стиль, эпоху, — рассказывает председатель клуба железнодорожного моделирования «Локотранс-Юг» Олег Хачатурьян.
На макете можно найти узнаваемый вокзал Хосты, станции «Лесная», «48-й километр». Большое количество мелких деталей вплоть до ожидающих поезд людей дополняют рукотворный образ.
В Ростове выставка проводится с 2004 года, а первый модульный макет был собран ещё в 2000-ом. Все эти годы менялся состав участников, росло качество представленных работ. Некоторые элементы макета остаются неизменными, но есть и новые модули. «Машинисты» держат в руках планшет — своеобразный руль для миниатюрных поездов. Это особенность цифровой системы управления макетом — каждый может отправлять поезда с помощью своего телефона.
— Моделисты — это люди огромного терпения. Труд очень тяжелый. Дышать дымом, ругаться с женами, которые днями видят только спину трудящегося мужа — это будни любителя железной дороги. – замечает председатель Общества любителей железных дорог Алексей Вульфов.
На выставке встречаются не просто знакомые по интересам — собираются уже давние друзья. Их объединяет любовь к железной дороге. Кто-то начинал с детского увлечения игрушечным паровозиком, кто-то ждал выпуски журнала с частями составов.
— Это уже не детская игра, — говорит Олег Сергеев, преподаватель железнодорожного моделизма «Московской детской железной дороги», — Это погружение в любимое дело, отдушина для профессии железнодорожника. Здесь решаются и художественные и технические задачи. Каждый моделист занимается этим, потому что ему нравится. Это главное.
На открытии выставки в Общество любителей железной дороги» были посвящены новые члены. Среди них Тимур Велиев.
— Думал, что долго в нём [в Обществе] был, а, оказывается, удостоверения не было. — мужчина улыбается и показывает красную обложку. — Решили меня уважить.
Тимур был преподавателем технологии в иркутской школе, но детское хобби быстро переросло в дело всей жизни — сейчас он работает в московском Проектно-конструкторском бюро Локомотивного хозяйства РЖД. В его отделе промышленного дизайна есть необходимое оборудование, чтобы в рамках социального партнерства РЖД и «Детской железной дороги» он помогал юным железнодорожникам внедрять в работу новые технологии.
— Моделизм делится на традиционный, который вы можете увидеть здесь, и нетрадиционный. Я занимаюсь и тем и другим. Из моделей составляю игровые и учебные тренажеры. Не так давно с коллегой демонстрировали на ВДНХ тренажер «Энергия движения». Каждый мог попробовать обогнать поезд на велотренажере. Подобные выставки проводятся и для молодёжи: для студентов есть всероссийский проект «Твой ход», а для школьников — «Большая перемена». В рамках их программы действуют павильоны РЖД, выставляются макеты железных дорог.
— В России только в последнее время стали популярны технические выставки, раньше подобного было мало. А Ростов всегда обижали тем, что здесь не продавались наборы железных дорог, приходилось ждать, пока кто-то привезёт детали из столицы. Выбор был скуден. — делится Олег Хачатурьян.
— Разговариваем много, а поезда стоят. — этой фразой завершилось открытие выставки. Ленточку торжественно перерезали, поезда запустили. Гости прильнули к макету, чтобы рассмотреть движение миниатюрных поездов.