Популяризатор Лунгин
Всем известна огромная популяризаторская роль кинематографа, когда после очередной премьеры сметают с книжных полок роман, по мотивам которого был снят фильм или сериал. Режиссер Павел Лунгин своим новым произведением «Дама пик» вполне может вместе с Пушкиным добавить известности у молодежи заодно и Чайковскому.
15 ноября в кинотеатре «Большой» состоялся закрытый премьерный показ фильма Павла Лунгина «Дама пик». Перед просмотром сам режиссер обратился с экрана к «жителям Ростова-на-Дону», пожелав приятного просмотра. Надо сказать, что создатель «Острова», «Царя», «Такси-блюз», просто не умеющий снимать плохо, и на этот раз не разочаровал большинство зрителей.
О сюжете фильма, автором сценария которого стал сам Лунгин, говорить много не стоит. Как и в «Юрьевом дне», поставленном нашим земляком Кириллом Серебренниковым, всемирно известная оперная дива приезжает на малую родину. И там и здесь ее играет Ксения Раппопорт. И если в «Юрьевом дне» она переживает перерождение, то у Лунгина образ стервы, идущей с ярмарки, остается неизменным. Она решает поставить «Пиковую даму» в местном театре. События в опере мистически переплетаются с происходящим «в реале». В фильме есть бандиты, миллионеры, эротика и весь поднадоевший набор современного кинематографа. Относительно новым можно считать постмодернистский замысел растворить действительность гениальным текстом Пушкина и сильнейшей музыкой Чайковского. Получается, что фильм рассчитан на представителей разных поколений. Молодежь найдет в нем ровесников, актеров, играющих возлюбленных певцов Лизу и Андрея, стремящихся к славе и материальному успеху и не отвергающих при этом путь к ним и через постель. Тем, кого можно отнести к людям постарше, будет приятно вспомнить пройденный в школе пушкинский текст и помурлыкать после премьеры мотивчики из оперы Чайковского, более знакомые им по заставкам к игре «Что? Где? Когда?».
Фильм вызывает разные чувства — от восторга до отторжения. Характерна оговорка моей юной знакомой, назвавшей «Даму пик» мюзиклом. Лунгин, умудрившийся без тягомотины вставить в боевик с десяток арий из оперы Чайковского, только уже за это заслуживает аплодисменты. И как после акунинского «Ф.М.» неудержимо тянет перечитать «Преступление и наказание», так и после этой премьеры возникает отчетливое желание перечитать «Пиковую даму» и сходить на одноименную оперу. Мы и так знали, что это гениально, но, оказывается, это еще и круто.