Полиэтиленовое искусство
Арт-центр МАКАRONKA представил мультимедийную выставку-инсталляцию «Полиэтиленовая пляска» Юрия Фесенко и Михаила Басова. Главный «герой» арт-проекта — это полиэтиленовый пакет.
Как и во всем концептуальном искусстве, материальной ценности у самого объекта творчества здесь нет, а важен лишь вкладываемый в него смысл. Об основном послании проекта авторы рассказали во вступительном эссе. По их задумке, объект, то есть полиэтиленовый пакет, представляет собой многоликое гротескное существо. Образ женщины, изображенной на пакете, меняется в зависимости от того, насколько сильно помята упаковка. Художники заметили, что из-за складок на пакете появляются новые образы, вызывающие у людей чувства, совершенно обратные тем, на которые рассчитывал рекламодатель. Вместо девушки с обложки глянцевого журнала перед нами предстает страшное существо из потустороннего мира с деформированным лицом и пугающим взглядом. Увидеть трансформацию обыкновенного предмета повседневного быта в нечто живое можно как на самой выставке, так и с помощью видеоинсталляции. «Спроектированный» на стену музыкант Сергей Летов аккомпанирует танцующим пакетам на электронных духовых инструментах, заставляя их двигаться в такт музыке. Метафора, на которую намекают авторы через полиэтиленовые пакеты, говорит о тенденции замещения подлинного синтетическим во всех сферах современной жизни. Синтетика может принимать любую форму, поэтому арт-проект должен заставить людей задуматься над различением живого и того, что таковым кажется, ценного и обесцененного, уникального и тиражируемого. С упаковкой сравниваются, например, ленты новостей СМИ, в силу своей переполненности заставляющие воспринимать информацию слишком быстро и зачастую поверхностно, лишь глядя на «упаковку».
Нынешняя версия «Полиэтиленовой пляски» уже вторая. Ранее, в 2012 году, арт-проект выставлялся в московской «Галерее на Чистых Прудах». Ростовская версия — это полное перевоссоздание всех составляющих инсталляции с учетом особенностей новой выставочной среды. К названию инсталляции создатели выставки иронично добавили слово «гастроли».
При этом авторы призывают зрителя помнить, что, как только «гастроли» закончатся, чары развеются и «пакетная танцовщица» снова станет обыкновенной упаковкой.