«Очень хочется глобального — диораму для музея собрать или оформление тематического парка»
Даниил Куделинский кует латы для покорителей космоса и собирает винтовки советского образца. Мастерская «ОРК» занимается изготовлением костюмов и бутафории с 2015 года, но полностью посвятить себя любимому делу у Даниила Куделинского пока не получается. По его словам, достоверность исторических реплик для него на данном этапе интереснее, чем финансовая составляющая.
— Я на техника учился в строительном колледже и о бизнесе знаю весьма поверхностно. Зато меня научили разбираться в чертежах, и теперь достаточно просто дается, например, построить выкройку по фотографии. Недавно делал макет итальянской мины, в интернете нашел только две фотографии, а потом, когда уже сделал, мне знакомый из музея прислал фото с размерами, и оказалось, что разница с оригиналом в полмиллиметра, меня тогда это очень порадовало. Меня всегда очень поддерживали родители, мама показала, как шить, а отец учил работать с металлом. Но в моем окружении совершенно нет никого, кто разбирается в бизнесе, налогах, финансах. Конечно, я бы хотел полностью посвятить себя любимому делу, сделать что-то глобальное — диораму для музея собрать или оформление тематического парка, — но сейчас у меня нет подходящих партнеров для таких проектов.
N: — Мастерская не приносит прибыли?
Д.К.: — У меня есть основная работа, которая меня кормит. В основном делаю вещи для себя или могу взять какие-то заказы в работу, если они интересны. Свое сообщество в «ВК» я создал не для рекламы, а чтобы оповещать друзей о косплеях и выездах на природу. И понятное дело, показывать свои работы. Но потом группа начала расти, стали обращаться знакомые. Я не рассматриваю это как способ получения дохода, все заработанное уходит на материалы.
N: — А с чем связано название мастерской и сообщества?
Д.К.: — Мы в ролевом движении всегда за орков играли, а потом придумали аббревиатуру из этого сделать: «Отыгрыш. Реконструкция. Косплей».
N: — У вас появились заказчики из киноиндустрии?
Д.К.: — Да, недавно был первый опыт — сделал несколько «мосинок». Кинопроизводство в стране растет, но полноценные бутафорские цеха мало кто содержит, проще находить исполнителя в рамках нужного исторического периода.
N: — А ваш период — советский?
Д.К.: — Я около 10 лет занимался средневековьем. Бугурты, полевые игры по три-четыре дня — это очень увлекательно. Потом движение у нас на юге начало затухать, а ездить на фестивали в другие регионы не получалось, пал выбор на реконструкцию Второй мировой и Гражданской войн. Здесь я уже использовал навыки, которые получил по шитью, ковке — обмундирование сделал себе сам. И стали обращаться те, кому нужно нетипичное снаряжение. Я делаю вещи, которые на фото у бойцов редко встречаются, они не продаются массово. Вот, скажем, вещмешок, они у всех, а облегченный ранец образца 1941года — редкость. Я его сшил по фото, а чтоб масштаб вымерять, опирался на размер пряжки, которая точно определенного размера. Когда наш клуб помогал ДГТУ фильм снять, потребовалось маскхалат сшить. Техусловий нигде нет, но костюм-то есть! Начал по форумам информацию искать, фото оригиналов смотреть. В итоге сшил четыре, результатом доволен. По эпохам и стилям у меня нет четкой направленности в реконструкцию ВОВ, просто сейчас это более всего распространенное хобби, именно из него я узнал, что такое коммунизм, кем был Сталин и как много он сделал для страны. Но мне интересны и другие миры! Были и костюмы чудовищ, и доспехи рыцарей, и космодесантники.
N: — Вы все элементы делаете сами?
Д.К.: — Мой девиз: нет ничего невозможного, если это кто-то смог сделать, то и у меня получится. С металлом иногда обращаюсь за помощью к отцу, но обычно все делаю сам — от 3D-печати до пошива одежды. Конечно, если сфокусироваться только на одном аспекте, скажем на шитье, то уровень мастерства будет намного выше, но тогда мне пришлось бы искать кузнеца или кожевника, а так я все делаю сам, на твердую четверку.
N: — Косплей и реконструкция — затратное хобби?
Д.К.: — Основные затраты — это, конечно же, время, опыт, мастерство и «руки из плеч». Когда делаешь что-то сам, то расходы сводятся к минимуму: купить обувь и материал для шитья. Много времени занимает именно создание чертежей для реконструкции, ведь вольности там недопустимы, а техусловия для тех вещей, которые я делаю, найти практически невозможно. Приходится просматривать множество фотографий, рассчитывать масштабы, макеты из бумаги примерять, а потом изготавливать вещь. Бывает, что первый результат очень далек от желаемого, и тогда приходится все переделывать.
N: — Правоохранительные органы не интересуются реалистичными копиями оружия?
Д.К.: — Они грамотные люди, в большинстве, только перед демонстрацией их нужно предупредить, что это макеты. Мы возвращались с полигона по вселенной «Сталкера», и в багажнике был заантураженный под армейский деревянный ящик, набитый пластиковыми макетами гранат. Перед открытием багажника объяснил, что внутри макеты из пластика, и проблем не возникло.
N: — Спрос на изделия ручной работы растет?
Д.К.: — Да, это заметно. Это не только принадлежность к клубу или субкультуре — топор или винтовка могут быть нужны для фотосессии, для выставки, какой-то постановки. Я общался с мастерами, и они говорят, что европейцы у нас антураж заказывают, ведь у нас дешевле, а уровень качества выше на порядок. Спрос рождает предложение, растет культурный уровень населения, несмотря на кризис образования, люди понимают, что интереснее иметь хобби и куда-то ездить, чем просто сидеть перед телевизором. Многие готовы тратить деньги на снаряжение и этим поддерживать рост количества и качества мастеров. Если судить по сообществам в сети, сейчас в России только по ВОВ около 30 тысяч реконструкторов.