Невиданный Онегин
К 215-летию со дня рождения Пушкина Ростовский молодежный театр поставил «Онегина» в жанре, обозначенном как «страницы из дневника Е. О. в двух главах».
Режиссер Александр Горбань, работавший ранее в театрах им. Вахтангова, им. Станиславского, в «Сатириконе» и Московской оперетте, приехал в Ростов по приглашению Молодежного театра. Эта премьера стала первым опытом работы на ростовской сцене не только для режиссера, но и для двух главных героев: роль Татьяны сыграла молодая актриса из Житомира, а Онегина — актер из Екатеринбурга. По ходу действия спектакль вызывает противоречивые чувства. Первые несколько минут проходят в некотором замешательстве и даже возмущении от того, «что же сделали с великим произведением». Но потом отношение к спектаклю изменяется «с точностью до наоборот». Постепенно привыкаешь и к полному несовпадению с пушкинским текстом, и к клубной музыке, и к экстравагантному виду главных героев. Уже к середине спектакля начинаешь понимать все, что хотели сказать авторы спектакля, и, более того, это начинает нравиться.
«Онегин» Александра Горбаня адаптирован к сегодняшнему дню и создан для современной молодежи. Перед читателями, листающими страницы спектакля вместе с героями романа, предстает не внешняя сторона истории, а ее внутренний мир. Влюбленная Татьяна похожа на деревенскую девчонку-тинейджера — с рыжей копной волос и невинно-отрешенным выражением лица. Онегин — это скучающий молодой человек, заядлый тусовщик лет двадцати пяти, который уже все в жизни испробовал и ничему не рад. Ольга Ларина и Владимир Ленский — окрыленные первым чувством дети, бегающие по сцене с игрушками-каталками на палочках. Вместе с героями романа живет и его автор. Однако в спектакле Пушкин вовсе не тот портретный господин с бакенбардами из учебника по отечественной литературе. Он — настоящая Обезьяна, как его называли друзья по Царскосельскому лицею, озорной и непоседливый человек, танцующий африканские танцы и расслабляющийся вместе с Онегиным в русской бане.
Спектакль обрамлен уроком школьной литературы. В начале и в конце постановки на сцене появляется строгая учительница с указкой, читающая наизусть строки из романа. Но все содержание этого урока противопоставлено скуке и школьной зубрежке, которые символизирует преподаватель. Близость к молодому зрителю достигается музыкой (от Чайковского до Стинга), сленгом, пластикой и даже гаджетами. Ольга перед дуэлью пробует позвонить Ленскому по мобильному телефону, но в ответ получает холодное «абонент не доступен». По ходу действия мелькают ожившие герои других пушкинских произведений, например душевнобольной Германн из «Пиковой дамы», а также великие личности из истории русской литературы, например Николай Васильевич Гоголь, размышляющий вместе с Пушкиным о судьбе Птицы-тройки.
Ни герои спектакля, ни даже автор как будто не знают, чем закончится история. Пушкин утешает Татьяну после хладнокровной отповеди Онегина и искренне переживает, чем же закончится дуэль Евгения с Ленским. Роман словно пишется перед зрителем, и постепенно все меньше листочков остается на огромной люстре, висящей над актерами. Как бы ни хотели герои изменить события в роковые минуты произведения (Татьяна пытается остановить пулю Онегина, летящую в Ленского), но они не в силах этого сделать.
Постановщики сумели сдуть пыль с хрестоматийной пушкинской истории об обесцененных отношениях, усталости от жизни, пустоте пути, оставляющего все искреннее за бортом, поместив классических героев в современную среду, сделав их более понятными нынешнему поколению.