Над Ростовом сгустилась пушкинская «Метель»
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр представил спектакль «Метель» по произведениям Александра Пушкина. В основе два произведения из цикла «Повести Белкина» – «Метель» и «Станционный смотритель». Стихия жизни бывает безжалостной, но тем острее любовь и сострадание. Таким корреспондентке N показался лейтмотив спектакля.
Почти два века назад были написаны «Повести Белкина». Но их сюжеты, по мнению главного режиссера Молодежного театра Михаила Заец, не устаревают: «В повестях Пушкина есть все, что окружает нас и сегодня: любовь, верность, война, смерть. В них есть настоящие человеческие отношения, в которых люди остаются людьми. «Метель» и «Станционный смотритель» – повести о стихии. И наша страна — такая же стихия». Передать эту стихийность режиссеру, кажется, удалось.
Постановка «Метели» делится на две части, не связанных между собой режиссерским повествованием. Первая часть – «Метель». Вторая – «Станционный смотритель». Судьбы главных героев обеих повестей решила зимняя буря: герои «Метели» Владимир и Марья тайно едут венчаться в сельский храм. Но из-за разыгравшейся метели Владимир не попадает на венчание, и девушка выходит замуж за другого. Спустя несколько лет Марья встречает гусарского полковника Бурмина, чьей женой стала в ту роковую ночь. Они влюбляются друг в друга, не зная, что уже обвенчаны.
Встреча героев «Станционного смотрителя» гусара Минского и дочери смотрителя Дуняши столь же драматична. Они бегут в Петербург, чтобы быть вместе. Станционный смотритель остается один, лишаясь самой главной ценности его жизни – любимой дочери. Спустя время он умирает, так и не узнав, что сталось с ней.
На придорожной станции декорации и костюмы соответствуют духу XIX века: деревянные полки украшают баночки с вареньем, на письменном столе лежит пожелтевшая бумага, стоят чернила и перо, герои ходят в тулупах и шинелях. При перемещении действия в Петербург все меняется: деревянные декорации превращаются в неоновые геометрические фигуры, а костюмы героев становятся современней. Теперь они носят обтягивающие черные одежды и огромные белоснежные маски на лицах. Образ богемного Петербурга дополняет музыкальная рейв-подложка.
Разрыв между прошлым и будущим мистичен. Марья, в исполнении Натальи Закоптеловой, гадает на суженого с дворовыми девками, разговаривает на французском и мечется в раздумьях, импульсивно читая стихотворения на немецком языке. Владимир, в исполнении Владислава Львова, блуждает во тьме с зимними духами в славянских масках ряженых. Атмосферу дополняет искусственный снег, медленно падающий на сцену и в зрительный зал. Актеры все время взаимодействуют с ним: кто-то собирает его в медный таз, чтобы потом рассеять по ветру, кто-то сеет и косит косой, а кто-то играет в куличики.
Есть в постановке и неожиданные параллели с другими произведениями Пушкина. В «Метели» момент объяснения гусарского полковника Бурмина, в исполнении Антона Тихомирова, в чувствах к Марье сравнивается с любовным объяснением Евгения к Татьяне из романа «Евгений Онегин». В «Станционном смотрителе» герои рассказывают друг другу историю любви из повести «Барышня-Крестьянка» и примеряют ее на себя.
Зрители премьерного показа наблюдали за театральным действом с интересом. Кто-то пританцовывал, сидя на месте, под современную музыку, кто-то от души смеялся над шутками, а кто-то рассматривал детали костюмов героев.
Премьерный спектакль «Метели» состоялся 30 июня, в следующий раз его можно будет увидеть 1 и 2 июля.Спектаклем будут открывать также новый театральный сезон в сентябре.