Культурные коллаборационисты собрались на Соборном
В Ростове открылась выставка живописи и скульптуры «Ростов-на-Дону. Улицы, дома, воспоминания». Она посвящена противоречивому духу Ростова, его колориту, его развалинам — всему тому, что на время мундиаля власти города постарались спрятать подальше.
Корреспондент N получил приглашение на открытие выставки с припиской от куратора Ирины Ровер: «Основная идея выставки — показать Ростов-на-Дону таким, каким мы его любим, его утерянные колорит и самобытность. До Программы капитального ремонта, до вырубки деревьев, до подготовки к ЧМ-2018».
Ирина Ровер говорит, что создавала выставку так, чтобы ей самой нескучно было видеть ее два месяца подряд, хотела показать настоящий, неприглаженный Ростов:
— Например, у Елены Лапко очень много красивого Ростова, но я выбрала работы, которые можно обозначить как «сказочный треш» (речь шла об узнаваемых обветшалых двориках в самом центре города. — ДР). — У Александра Стадника, который известен в «Фейсбуке» как автор акварелей о Ростове, я захотела взять его натюрморты, потому что увидела и — влюбилась! — продолжает Ирина Ровер. — На этих акварелях — тарелка с раками, зеленый лук, помидоры в кадке. Рядом с ними — реалистичные портреты кореянок, торгующих на Центральном рынке, кисти молодой художницы Елены Новиковой. По словам Ирины Ровер, одна из жемчужин выставки работы Александра Савеленко — его портреты грубых работяг, стариков и люмпенов на фоне до боли знакомых городских пейзажей заняли отдельный зал.
— Очень хотелось показать голубей Маши Богораз, — продолжает Ирина, — но они все распроданы, поэтому здесь — другие ее птички. (Мы оглядываемся на стайку стильных птицеподобных скульптур-умертвий в углу.)
Собрание картин знакомит с тягучей осенней тоской, роскошью ростовской весны, духотой лета. Блики на воде, затопившей Парамоновские склады. Эстетизация разрухи. Это настроение поддерживает и само пространство выставки — необработанные стены и потолки, вскрытые белой краской, пол выглядит таким свежим, будто его настелили и покрасили вчера. Кажется, помещение замерло на стадии подготовки к капремонту. Оно расположено на втором этаже старого особняка в самом сердце города — в переулке Соборном, 22. За окнами — пешеходный Соборный с его кафе, роскошь бутиков. Площадка — замечательная находка Максима Хмеля, учредителя фонда «Лига Добра» и совладельца агентства недвижимости «Парус». По словам Максима Хмеля, чтобы получить ее, он попросил знакомых свести его с владельцем Сергеем Гайдуком, который «буквально через 15 минут разговора» дал свое согласие. Из сочетания арт-интересов Ирины Ровер, желания Максима Хмеля и Сергея Гайдука развивать культурное пространство в Ростове и появился этот проект.
Призыв организаторов «Вспомнить утраченный Ростов» можно откорректировать. Этот Ростов никуда не делся. По дороге на выставку корреспондент N припарковалась на ул. Темерницкой возле кирпичной стены высокого старого дома с табличкой, написанной от руки: «Внимание, опасная зона! Возможно обрушение снега, наледи и самого здания».
Мне понятна потребность властей вымести на время ростовский дух и колорит с его улиц. Белый и легкий, как большая птица, стадион требует, чтобы рядом с ним находился современный, высокотехнологичный, благоустроенный, удобный для жизни город. Ну, или хотя бы город, успешно презентующий себя приезжим. И сегодня это у него неплохо получается. Вот Соборный в лучших европейских традициях заставлен столиками кафе, завешен гирляндами. В неожиданных подворотнях центра открываются не тонары с шаурмой, но стейкхаусы. На месте памятника безкультурью — мрачного гиперларька Бояркина — теперь светлая малоэтажная постройка. Везде развеваются флаги, милый волк-футболист улыбается с билбордов, а неуместные фасады затянуты баннерами с изображением уместных, из фальшивых окон выглядывают счастливые, модные, богатые и здоровые нарисованные люди.
И только здесь, на выставке, можно увидеть тот Ростов, который мы наблюдаем изо дня в день и будем видеть еще долго. На полотнах выходит из тени город, рождающий ощущение одиночества, незащищенности, декаданса. Тот, который по-своему красив, особенно при свете закатного солнца. Тот, которому так к лицу промозглая осень. Который мы любим как место, где мы родились, где идет наша жизнь.
Само появление этой выставки — отражение ростовских контрастов, культурное явление, которое, безусловно, требует внимания. Этот проект вполне годится на роль ключевой точки культурной программы для гостей города во время проведения матчей мундиаля в Ростове. Организаторы обещают, что в залах будут работать волонтеры со знанием иностранных языков.
— Мы рассчитываем, что наши волонтеры смогут рассказать иностранцам интересную историю о каждой работе, представленной на выставке, — уточнила г-жа Ровер. Выставка будет работать в течение двух месяцев ежедневно с 10.00 до 19.45.
Соорганизаторы выставки «Ростов-на-Дону. Улицы, дома, воспоминания» — благотворительный фонд «Лига Добра» (учредитель — Максим Хмель), общественная организация «Платан», сеть магазинов «Галерея Времени» (учредитель — Сергей Гайдук).