Картины на «Стене»
В Ростове создали площадку, на которой каждый желающий может выставить свои картины.
Сейчас на «Стене» висит работа Меружана Хачатряна, она представляет собой скульптуру — четыре лица. Фото Михаила Мальцева. «Стена» уже несколько месяцев существует на площадке перед публичной библиотекой. Она представляет собой застекленный павильон с дощатой стеной. Внутри висят картины, которые вечером подсвечиваются специальными лампами. Посмотреть через стекло на работы ростовских художников можно в любое время суток. Станислав Екименко, создатель площадки и ростовский художник, рассказал о том, как была создана «Стена».
N: — Как появилась идея?
С.Е.: — Ранее был проект, в рамках которого мы с коллегой выставляли свои работы на улице. Мне не нравился этот концепт: ничем не защищенные картины могли быть повреждены извне. Я хотел, чтобы работы были в городе, но не в музее, ведь туда мало кто ходит.
В планах была стационарная площадка — из кирпича и стекла, на главной улице, например на Пушкинской. Но ее создать не удалось. Поэтому пришлось найти компромисс: взять нестационарный формат — подобие ларька. Я пошел с этой идеей к Евгении Михайловне (директор Публичной библиотеки Евгения Колесникова. — N). Она поддержала меня полностью, я быстро нашел материалы и построил «Стену».
N: — Это коммерческий проект? С.Е.: — Нет, все бесплатно. Место на базе публичной библиотеки мне дали бесплатно, я не плачу за электроэнергию, которую потребляют лампы павильона в темное время суток, за охрану. Выставляться, соответственно, можно тоже бесплатно. Цель проекта — поддержать изобразительную деятельность нашего города, а не заработать.
N: — Почему именно публичная библиотека? С.Е.: — При выборе места учитывалась проходимость. Библиотека и располагается в центре, и людей здесь бывает много, поэтому я считаю, что лучшего места для творческой площадки не найти. Любой человек, проходящий мимо, просто вынужден приобщиться к творчеству, потому что вот оно, рядом. Вообще, публичная библиотека всегда для меня была культовым местом, особенно во времена студенчества.
Если браться за главные улицы, то нужно идти в администрацию и договариваться, а люди там те еще бюрократы. Я уже пробовал говорить с ними после того, как была построена «Стена» возле «публички», приводил ее в пример, но успехом дело не увенчалось. Мне сказали, что это «нецелесообразно».
N: — Кто выставляется на «Стене»? С.Е.: — Большинство — молодые художники, но сейчас к нам присоединяются и более взрослые, серьезные люди. Например, Вадим Мурин — известный ростовский художник, постмодернист. Он выставлял две картины, на одной из которых серый человек отрезает себе длинный нос, а на другой он уже без него. На полу площадки расположились три части отрезанного носа. Получилась инсталляция.
Кто-то из художников указывает свое авторство, кто-то нет. Некоторые пишут в нашей группе в соцсети длинные сообщения о своем творчестве и тематике картин, оставляют контакты. Например, Анастасия Сергиенко характеризует свои работы так: «Бесконечное изучение тайных знаков и сообществ, космоса и древней Греции. Бесконечное, потому что каждый раз при чтении одной и той же статьи о масонах в голове всегда возникают разные образы». Все художники разные, нет общей направленности, стиля. Каждый из них приносит на «Стену» себя. За пять месяцев работы на площадке было выставлено уже шестнадцать картин.
N: — Выходит, «Стена» — место не только для картин, но и для инсталляций? С.Е.: — Работа Вадима Мурина — это уже третья инсталляция на этой площадке. До этого он выставлял работу с серым обугленным человеком рядом с грудой книг, а на полу павильона была насыпана горка угля. Сейчас на «Стене» висит работа Меружана Хачатряна, она представляет собой скульптуру — четыре лица.
Я не сторонник инсталляций именно в пространстве «Стены». Мне хотелось популяризовать прежде всего изобразительную деятельность. Однако если люди хотят показать инсталляцию, я не отказываю.
N: — Почему выбрана форма именно такого павильона? С.Е.: — Форма площадки обусловлена бюджетом: все делалось за свои деньги. Пробовал обратиться к спонсорам, но идею не поддержали. Поэтому пришлось экономить.
Стена делится на две части: одна — где выставляются картины, а вторая, задняя, — подсобное помещение, где хранятся старые работы художников, которые еще их не забрали, техническое оборудование. Это помещение получилось случайно в процессе строительства, но очень пригодилось. Такая конструкция, как показало время, полностью себя оправдывает.
В идеале эта площадка должна выглядеть как кирпичная стена длиной метров шести, окруженная стеклом, но построить ее сейчас оказалось невозможно. Эта конструкция все равно временная. Она может дать течь зимой, сама библиотека в любой момент может попросить нас закрыть площадку. Мне бы очень не хотелось, чтобы этот проект умер. Таких островков современной культуры в нашем городе мало.