г. Ростов-на-Дону
14 ноября 2024 16:22:58
98.37
104.29

«Это как хранить фотографии любимой бабушки»

Архитектор Артур Токарев, исследующий облик Ростова 1920–1930-х годов, считает, что здания того времени — важная грань современного города.


Доцент кафедры основ архитектурно-художественного проектирования ЮФУ Артур Токарев со студенческих времен занимается исследованием архитектуры конструктивизма 1920–1930-х гг. Он рассказал N о характерных чертах оставшихся в Ростове зданий эпохи 1920–1930-х годов, их современном состоянии. По его словам, архитектура того времени — свидетельство попыток построить новое общество. N: — Почему вас заинтересовал этот период архитектуры Ростова?

А.Т.: — 1920–1930-е годы в искусстве в целом — один из самых интересных периодов для исследования. Сегодня мы не можем похвастаться именами мирового уровня в архитектуре, тогда они были: Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх (по их проекту построен театр им. М. Горького), Михаил Кондратьев, Леонид Эберг. В лондонском Музее архитектуры Россия за всю тысячелетнюю историю представлена 2 объектами: храмом Василия Блаженного и театром им. М. Горького.

Я начал заниматься этим периодом еще в студенчестве. До 1960-х годов этот период не исследовался, хотя наследие огромное: количество идей, проектов зданий значительно превышает количество построенных помещений. Это время интересно еще и тем, что тогда было желание создать новое общество, которому нужна была новая архитектура. Впервые вводилась в здания культурно-бытовая функция: одна из квартир, например, отдавалась под ясли и красный уголок. Но проблема была в том, что свои задачи конструктивизм решал как будто на пустом мес­те. Диалога между старой и новой архитектурой не было.

Ростов — исторический город, много зданий периода эклектики, неоклассики. Как это сочетать с новыми зданиями конструктивизма? Если у нас есть одно историческое здание, мы строим еще одно — получается ансамбль. В случае с конструктивистским зданием такого не происходит.

Конструктивизм 1920–1930-х возник естественным образом, а прерван искусственно: в начале 1930-х выходит ряд постановлений, во всех сферах искусства происходит поворот к социалистическому реализму. Если в живописи, театральном искусстве еще можно представить себе соцреализм, то в архитектуре с этим сложнее. Остановились на том, что это что-то связанное с традицией, то, что позже назовут сталинской классикой.

Сегодня все знают такие дома: хорошие пропорции, высокие потолки. В середине 1950-х появляется постановление о борьбе с архитектурными излишествами, от классики отказываются. Приметой времени становятся хрущевки.

N: — Как человеку, который поверхностно знаком с историей архитектуры, можно распознать здания этого времени? По каким чертам?

А.Т.: — Если посмотреть на архитектуру до 1920-х годов и после, разница очевидна. Первое десятилетие — это здания с акцентом на внешний декор, в 1920-х архитектура выступает проводником четкой функции, никаких дополнительных элементов, т. е. если помещению необходимы большие окна, они будут такими, а если это подсобные помещения, то окна будут маленькими, вне зависимости от того, на фасаде они находятся или с внутренней стороны дома. Принцип проектирования — изнутри наружу. Впервые закреп­ляется плотность застройки: не более 50% отведенного для застройки участка, ранее это могли быть и 90%.

Особое внимание уделяется дворовой территории: она становится больше, это место коллективного общения. Если мы посмотрим на застройку Сельмаша, выполненную в 1920-х годах (ул. 1-й Конной Армии, например), то здесь речь идет о сотне капитальных строений. Жилая среда там и сегодня человечна: 3–4-этажные дома, хорошие разрывы, озеленение. Характерной чертой можно назвать и перетекание улиц во внутриквартальное пространство.

Дома 1920–1930-х годов обычно строили из серо-бежевого облицовочного кирпича. Архитектура была максимально приближена к простым геометрическим формам. В этом, конечно, есть и влияние эпохи, крупнейших представителей авангарда (Казимир Малевич, братья Родченко).

Меня иногда спрашивают: «А музтеатр — это конструктивизм?» Конструктивизм — это все-таки архитектура именно 1920–1930-х годов, остальное может иметь схожие черты, но обозначается термином «модернизм». Неспециалисту на самом деле сложно отличить 4-этаж­ный жилой дом 1920-х годов от хрущевской пятиэтажки.

N: — Если разницы нет между хрущевками и зданиями конструктивизма, зачем тогда такие здания выделять и охранять?

А.Т.: — Понимаете, это как хранить фотографии любимой бабушки. Только в одном случае это история одной отдельно взятой семьи, а в другом — общая для всех. Надо разграничивать, конечно, типовую застройку и здания, созданные по индивидуальным проектам, которых, кстати, остались единицы после вой­ны. Чаще сохранения требуют общественные здания.

Возьмем, к примеру, ЦГБ. Она интересна именно как архитектурный комплекс, есть стилистические признаки, которые нельзя менять: облицовочный кирпич, членение окон. Замените штукатурку, старые окна на пластиковые — и все: здание уже не имеет тех наследственных признаков, здание уже не памятник, оно изуродовано.

ЦГБ — первый объект конструктивизма, который получил заключение эксперта, стал памятником регионального значения. Удалось отстоять 7 основных корпусов вместе с территорией вокруг них. Это важно, т. к. реконструкция, затеянная в то время, подразумевала частичный или полный снос объектов.

С остальными объектами конструктивизма сложнее, некоторые находятся в статусе выявленных. Сейчас эти здания деградируют: к дому на пр. Буденновском, 68, например, сделали двухэтажную пристройку для магазина, облицевали плиткой.

N: — Несколько лет назад вы проводили экскурсии по Ростову для всех желающих. О каких зданиях вы рассказывали?

А.Т.: — В центре мы смотрели театр им. М. Горького, ЦГБ, жилые комплексы Михаила Кондратьева: один на углу пр. Буденновского и ул. Лермонтовской, другой — «Новый быт» на углу пр. Соколова и ул. Суворова (2 корпуса, выстроенные гармошкой). Дома-гиганты на пересечении ул. Красноармейской и пр.Ворошиловского и в начале Проф­союзной улицы, рассчитанные на 200–220 квартир.

А вот еще один дом-гигант на углу ул. Горького и пер. Островского не успели поставить на охрану, и его оштукатурили. Когда я спрашивал у жильцов, зачем они делают это, они сказали: «Мы скрываем следы войны». Если в Германии следы войны — историческая ценность, то у нас выбоины на фасадах от осколочных взрывов — то, что надо скрыть, но это же при определенных условиях может быть и ценностью, артефактом.

N: — В этом году вы выпустили книгу об архитектуре конструктивизма 1920–1930-х годов Рос­това, удалось ли вместить в нее все, что планировали?

А.Т.: — Книга получилась в два раза толще, чем планировалось. 3 года работы ушли на то, чтобы описать 100 объектов, как существующих сейчас, так и разрушенных. В книге 500 иллюстраций. Задумывалось издание как путеводитель, в целом эту структуру удалось воплотить: у существующих зданий есть адреса и т. п. Главной задачей было реконструировать историко-временной контекст ушедшей эпохи. Для этого общался со старожилами таких домов, использовал ранее неопубликованные факты, фотографии из личных архивов.

Просмотров: 26303

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
«Это как хранить фотографии любимой бабушки»
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) проходит выставка ростовского фотохудожника Сергея Крюкова «День и ночь. Четверть века». По словам мастера, для творческого успеха очень много значат хорошая техника и умение с ней обращаться. Бывает, нужно переснимать несколько раз, чтобы реализовать замысел. Но самое главное — удача. Лучшие, по мнению автора, работы представлены в МСИИДе. Их 25, и они появились в первую очередь благодаря везению.
В городе
«Это как хранить фотографии любимой бабушки»
В 2024 году исполняется 85 лет со дня основания ростовского областного отделения Союза композиторов (СК) России. Музыканты и искусствоведы из разных регионов приедут в донскую столицу, чтобы показать свое мастерство и обсудить творческие вопросы.
В городе
«Это как хранить фотографии любимой бабушки»
Первый детский сад на территории старого аэропорта Ростова-на-Дону готовится встретить первых дошколят. Об этом сообщил застройщик — ответственную задачу построить город детства реализовала ГК «ЮгСтройИнвест».
В городе
«Это как хранить фотографии любимой бабушки»
Литер 6.2 умного квартала Smartpolét встретил новоселов. ГК «ЮгСтройИнвест» сдала дом на территории масштабного инвестиционного проекта «Новый Ростов». Ключи от комфортных квартир получили 369 ростовских семей. Яркий праздник на сдачу — традиция застройщика. Аниматоры, музыка, аэрохоккей и настольный футбол. На память у новых жильцов Smartpolét остались радостные эмоции и фото, сделанные на стильной осенней фотозоне.