«Двойная жизнь» на две эпохи
Историческая реконструкция набирает популярность, а для некоторых становится образом жизни. Военно-исторический клуб «Славянская дружина» образовался в 1999 году. Интерес к ролевым играм (постановкам по историческим или литературным сюжетам) быстро перерос в серьезное увлечение историей. Руководитель клуба Константин Олехнович рассказал, как изучение истории мотивирует всерьез заняться спортом, чем занимаются жены дружинников и как полиция реагирует на вооруженную средневековую армию.
Достоверная историческая реконструкция — очень редкий пример того, что интернет не всегда знает все. Например, на крупных фестивалях, где собираются настоящие фанаты прошлого, прямо запрещено использование электроники, поэтому селфи «у очага» или посты в соцсетях «свет очей моих вернулся с поля боя» не встретить. На специализированные форумы набрести можно, только зная азы реконструкторской терминологии, — по общим запросам в топе будут другие ссылки. Именно поэтому желающим вступить в средневековую дружину придется действовать по старинке — отправиться к месту ближайшей битвы и проситься к понравившемуся воеводе в ученики.
N: — Как появилась «Славянская дружина»?
К.О.: — В 1999 г. мы с моим школьным другом решили поехать тогда еще на ролевую игру. Посмотрели, поняли, что хочется большего, настоящих доспехов, мечей и щитов, хочется быть ближе к истории. Изначально думали заниматься X веком, Русью, но в процессе поняли, что на этот период доспехи слабоваты, — все-таки раннее средневековье, начали изучать период XIII-XIV веков, на нем и остановились.
N: — Чем вы занимаетесь, когда не воюете?
К.О.: — Оканчивал СКАГС, потом там же аспирантуру, кандидат политических наук. Сейчас работаю в коммерции представителем одного молочного завода. В клубе у нас самые разные люди, от госслужащих до частных предпринимателей. В основном это люди взрослые, семейные, с детьми.
N: — Это дорогое увлечение?
К.О.: — Доступное. В клуб принимаются совершеннолетние, чтобы начать, достаточно желания и целеустремленности. Ну, и надо по-хорошему «болеть» историей, попробовать какие-то вещи сделать, испытать на себе, как жили наши предки. Период у нас — XIII–XIV века, Русь, держимся в этих рамках, но параллельно еще наши ребята делают какие-то дополнительные комплекты по желанию. Вот, планируем ехать на мероприятие по Европе XIII века, несколько человек у нас собирают комплекты на Германию XIII века.
N: — В клуб принимают только мужчин?
К.О.: — В общем-то, берут всех, для реконструкции главное — желание. Что касается гендерного вопроса, в боевых мероприятиях участвуют строго мужчины. Вообще, в реконструкции и исторических средневековых боях (ИСБ) девушки бьются, но для них есть отдельные номинации. Тут не притеснение женщин, ни в коем случае, а вопрос безопасности, под шлемом и доспехом не видно, кто это, могут реально травмировать сильно. Наши девушки в клубе в основном занимаются бытовой реконструкцией — шьют, занимаются исторической кухней, делают какие-то бытовые элементы, ну и болеют за своих мужчин. Фактически, так и обстояло дело в тогдашних реалиях.
N: — Реконструкторы не ограничиваются теорией, а устраивают настоящие битвы?
К.О.: — Тут надо понимать, что есть два основных формата средневековых боев: это так называемый исторический средневековый бой, он же известен как бугурт, то есть полноконтактный бой в доспехах, где разрешено практически все, только оружие затуплено. Можно бить кромкой щита, рубить оружием, кидать подсечкой и так далее. И есть формат маневров на местности, где нужно много ходить и перемещаться, поэтому доспехи используются облегченные, в полных просто нереально несколько часов по снегу бегать. Удары наносятся более аккуратно, есть своя система подсчета «хитов».
Формат ИСБ позволяет биться жестко и сильно, но доспехи несколько отличаются от исторических аналогов, так как надо себя защищать от попаданий. Формат маневров на местности не такой жесткий, но позволяет быть ближе к истории и больше использовать тактику, засады. Наш клуб участвует в боевых мероприятиях обоих форматов.
N: — Насколько это травмоопасно?
К.О.: — В целом все достаточно безопасно при хорошей защите. У меня за все время в реконструкции было несколько легких сотрясений, пару раз пальцы ломали. В любом контактном виде спорта или в мотокроссе, думаю, травм гораздо больше.
N: — Реконструкция боев подразумевает хорошую физическую подготовку?
К.О.: — Не просто подразумевает, но и мотивирует — без должной подготовки не только проиграешь, но и смотреться в доспехе будешь неуместно. Физподготовка требуется серьезная, причем чем дальше, тем больше. Многие постоянно занимаются дополнительно спортом — от кроссфита до рукопашки, именно для того, чтобы серьезно заниматься историческими боями.
N: — Мечи, щиты, доспехи делаете сами?
К.О.: — Что-то делают сами участники, что-то заказывают. За многие годы существования реконструкции в России сформировались целые мастерские, которые делают те или иные вещи: шлемы, доспехи, костюмы, шатры, оружие, луки. В основном у всех есть специализация. Например, кольчуги у нас в клубе не делают, к сожалению. Невозможно уметь делать все хорошо, поэтому у мастеров есть определенная специализация. У нас есть пошив, работают с кожей (сумочки, рукавицы, обувь), есть кое-что по железу. Остальное обычно заказываем у других мастеров.
N: — А как органы правопорядка реагируют на ваши мечи и прочее оружие? Сейчас в сети много слухов о притеснении реконструкторов.
К.О.: — Ни разу конфликтов не возникало. Во-первых, полицейским всегда самим все интересно, во-вторых, все наши мечи и топоры не являются оружием. Они затуплены, а значит, согласно закону об оружии, являются лишь муляжами, макетами, а не холодным оружием.
В других городах бывали случаи, когда забирали на экспертизу мечи, но всегда возвращали без проблем. Ну, и основной формой участия реконструкторов в мероприятиях являются фестивали и турниры, а они обычно согласованы с местными администрациями и полицией. К примеру, мы участвуем в организации Каяльских чтений, у нас там самые теплые отношения с сотрудниками полиции.