Донская библиотека знакомит с детективами
24 января в Донской публичной библиотеке откроется выставка «Детективная русская литература конца XIX — начала XX века».
Интерес к расследованиям охватил читающую публику стремительно. В Европе жанр хоть и не считался «серьезным», но был популярен и у чиновников, и у бизнесменов, и у домохозяек. Российская публика не отставала, активно поглощая недорогие книжки с описанием похождений Ника Картера, Ната Пинкертона, знаменитой сыщицы Сесиль Кинг. В библиотеке ссылаются на Николая Островского, автора романа «Как закалялась сталь», вспоминавшего, как в те годы он с нетерпением ждал появления очередного выпуска «похождений сыщиков».
Совсем дешевые книги, изданные на газетной бумаге, без всякой корректуры, знакомили малообразованных читателей с другой, неведомой им жизнью, где добро всегда торжествовало над злом, где хитроумные злодеи терпели поражение от честных мужественных сыщиков. Вскоре и в России появились авторы, предлагающие окунуться в приключения «русских Лекоков», «русских Шерлоков Холмсов», «русских Натов Пинкертонов». Русский детектив, родившись позже западного, сумел перенять от него наиболее характерные черты: напряженность развития, умение вовремя приоткрыть тайну, заставить читателя внимательно следить за развивающимися событиями. Но в то же время русский детективный роман пошел по своему особому пути, где центром стала не логика событий, а психологический поединок следователя и преступника, как правило, заканчивающийся победой добра и наказанием зла, точнее человека, его породившего. Русские писатели главное внимание обращали не на само расследование, а на психологическую линию: состояние преступника и попытку выяснить причины, которые привели его к преступлению. Учитывая, что главным потребителем подобных историй была молодежь, юношество, становится понятной достаточно высокая нравственная планка отечественного детектива.
Российская ветвь детектива явила миру многие образцовые жанры, например разбойничий роман, самый ранний по времени его появления (М. Комаров, «Повесть о Ваньке Каине»). Следует выделить также такие подвиды, как авантюрный роман (Л. Кормчий, «Дочь весталки»); появившиеся в конце XIX — начале XX века сериалы (П. Никитин, «Шерлок Холмс в России»), а также военные и шпионские детективы (Н. Брешко-Брешковский, «Шпионы и герои», «В паутине шпионажа»). Нетрудно проследить аналогии с литературными направлениями в начале XXI века — общество само определяло свои потребности в чтении.
Хотя детективный роман имел широкое распространение в России, познакомиться с первыми образцами достаточно сложно. Его издавали не только отдельными книгами или собраниями сочинений, как, например, произведения главного сочинителя уголовных романов прошлого века А. Шкляревского, но и активно печатали на страницах газет («Свет», «Гражданин» и др.) и в тонких журналах — с продолжениями («Нива», «Живописное обозрение», «Родина»). Газеты и журналы печатались тиражами в 20, 40 и 80 тысяч экземпляров, а с приложениями разовый тираж многих изданий достигал 120-130 тысяч экземпляров. Но сохранять эти издания никому не приходило в голову, что делает выставку особенно интересной всем, кто увлечен историей.
На выставке будут представлены более 60 российских детективов конца XIX — начала XX в., среди которых «Петербургские трущобы» В. Крестовского (1864); повести и рассказы А. А. Шкляревского (1872); «Записки следователя» Н. П. Тимофеева (1872); роман из уголовной хроники «Медуза» В. Александрова (1890); уголовный роман «Паразиты Петербурга» Н. Попова (1894); «Казнь» А. Зарина (1899); «Шведская спичка» А. П. Чехова (1903) и др.
Вход на выставку свободный.