«Доход от проката составил минус две тысячи рублей»
10 февраля в бесплатном доступе в сети появился фильм «Трансформация-2. Еще живой», снятый ростовским режиссером и продюсером Максимом Фащенко. За неполный месяц короткометражный блокбастер посмотрели более четверти миллиона пользователей только одного крупного сайта, несколько сотен тысяч просмотров насчитывается в соцсетях. Предполагалось, что фильм можно будет увидеть и на большом экране, но в конечном итоге создателям картины пришлось ограничиться премьерным показом в кинотеатре «Своя атмосфера» на условиях аренды зала.
Г-н Фащенко подчеркивает, что «Трансформация» — не бесконечный проект и, несмотря на положительные отзывы зрителей, история закончена:
— Фильм никогда не задумывался как сериал. «Трансформация-2» — это последний фильм в трилогии. Почему по игре «Сталкер»? Потому что, во-первых, мне очень нравится игра (и это главная причина), а во-вторых, я хотел снять фильм, который смотрели бы. Мне присылают каждый день большое количество просьб снять продолжение, но я все сказал этой трилогией, и на положительной ноте этот «сериал» завершился. Также поступали предложения от спонсоров снять подобный фильм с примерно таким же бюджетом, но я понимаю, что в следующий раз я так уже не смогу. Большинство тех, кто работал над этим фильмом, работали за скромное вознаграждение. И снова за такое же скромное вознаграждение они работать не будут. К тому же должно быть развитие. Следующий фильм во всем должен быть качественнее предыдущего, но так как в Ростове-на-Дону нет специалистов в сфере кино, то такого развития не будет.
Окончательный бюджет «Трансформации» составил около полумиллиона рублей, что для местных кинопроизводителей настоящий рекорд. Большая часть средств была затрачена на создание компьютерной графики. По словам режиссера, для съемок не хватало ни средств, ни специалистов:
— В сценарии в самом начале фильма есть сцена, в которой Алексея еще в облике монстра пытается убить группа вооруженных людей, но сталкеры вытаскивают главного героя из западни и тем самым спасают его. Эта сцена обошлась бы примерно еще в 30 тысяч рублей. Очень хотелось репетиций, но так как я один занимался всей организацией съемок, то репетиции пришлось исключить, иначе съемка фильма растянулась бы на огромный срок, наступила бы зима, и на этом кино закончилось бы. Также хотелось качественного реквизита, обмундирования и одежды. Увы, в Ростове с этим туго. Огромная нехватка специалистов и просто грамотных людей, которые могут организовать съемочный процесс, найти локации для съемок, помочь с организацией кастинга, питанием и прочим.
Главной проблемой весьма многочисленной армии кинопроизводителей Ростова Максим Фащенко видит неверную мотивацию:
— Я думаю, что проблема ростовских киношников заключается в том, что когда они снимают свой очередной фильм, то не задают себе главные вопросы: «Для какой аудитории я снимаю этот фильм, зачем я его снимаю и что хочу в конечном итоге получить от этого фильма?». Большинство думают так: «Я сниму фильм, потому что хочу этого. Не важно, что его смотреть почти никто не будет. Зато он получит какие-то награды на фестивалях...» И все. После этого они ждут интересных предложений. Я не верю в такое чудо, и поэтому когда я снимал свой первый фильм, то уже планировал получить финансирование на его продолжение. Я снимаю фильмы не для фестивалей, не для журналистов и не для критиков. Нет никого важнее, чем зрители, а большинство ростовских киношников безразлично относятся к мнению обычного зрителя, для них более важно мнение какого-нибудь авторитетного киношника старой советской школы.
Несмотря на поступающие от потенциальных меценатов предложения, режиссер не намерен снимать новые фильмы:
— Мне предлагали бюджет в три раза больше, но я отказался, потому что посчитал, что это путь в никуда. Все зависит от меня одного, я сам должен придумать, как зарабатывать на кино, поэтому решил делать короткие ролики для «Ютуба». Говорят, что на этом можно зарабатывать. На время со съемками фильмов нужно завязать. У меня семья, ипотека, ребенок. Кино — это, конечно, увлекательное и интересное занятие, но семья важнее. Когда я снимал «Трансформацию», я днями и ночами пропадал на съемках, из-за чего растерял своих клиентов (моя основная работа — это свадебная видеосъемка). Теперь приходится наверстывать упущенное. Я должен сам с помощью того, чему научился во время съемок этих фильмов, зарабатывать себе на жизнь. Благодаря «Трансформации» я нашел тех ребят, с которыми я буду работать, в которых я уверен — они меня не подведут. Мне удалось завязать удачные бизнес-знакомства, но пока не хочу распространяться. Я просто понял простую вещь: если ты делаешь кино, которое смотрят не только твои друзья или члены жюри на фестивалях, но и большое количество обычных зрителей, то интересные предложения очень скоро сами находят тебя.
Во многом согласен с коллегой актер, начинающий режиссер и продюсер, организатор общественного движения «КиноРостов» Иван Виноградов-Ивановский:
— Такая проблема есть у некоторых начинающих киношников — этакое «вдохновение затмевает разум»: «скорей отснимем, в интернет выложим, просмотры соберем, на фестиваль какой-нибудь отправим — вдруг нас заметят и оценят...» Что конкретно должно произойти дальше, когда «заметят и оценят»? Один из моих друзей-киношников недавно сам об этом задумался: «Это очень интересный и сложный вопрос — вот так вот взять и сказать конкретно, что мне лично надо, чтобы снимать хорошее кино... А потом, еще более сложный вопрос — что надо, чтобы все ростовские киношники могли заниматься кино профессионально?»
По словам г-на Фащенко, «доход от проката составил минус две тысячи рублей» — эти деньги пошли на аренду кинотеатра. В крупных кинотеатрах существует отлаженный механизм организации проката с ожидаемым доходом в миллионы рублей. Представитель крупной федеральной сети на условиях анонимности рассказал, что с предложениями показать малобюджетное отечественное кино к нему обращаются ежедневно, но финансовой перспективы перестроить сложившуюся практику в руководстве сети не видят.