Антиутопия Оруэлла языком пластики
Студия пластического движения «32» Таганрогского кампуса ЮФУ в рамках проекта «Экспериментальная площадка» Молодежного театра представила ростовчанам спектакль режиссера Марии Дрень «Р.О.У.П.» по мотивам антиутопических произведений Джорджа Оруэлла. Не прибегая к речи и пользуясь лишь пластическими приемами и жестами, молодые люди рассказали зрителям Молодежного театра о любви на фоне тотальной несвободы.
Герои спектакля — люди-куклы, подчиненные твердой руке деспота. Казарменный строй и железная дисциплина не позволяют им действовать поодиночке. Все они носят одинаковую одежду, а их движения совсем не похожи на человеческие. Каждый из них — деталь единого механизма, связанная с другими одной веревкой, порвать которую — означает быть изгнанным и лишиться всего. Название спектакля — «Р.О.У.П.» и переводится с английского как «веревка». «Р.О.У.П.» — это бэкроним марксистской партии POUM, существовавшей в Испании в 1930-х годах, с которой тесно связана судьба самого Джорджа Оруэлла. При тоталитарном режиме люди не только теряют человеческое лицо и уподобляются зверям, как герои повести «Скотный двор», но и чувства этих существ становятся рабскими. Поэтому любовь между мужчиной и женщиной при таком строе обречена на страдания и несчастья. Единственный шанс спасти сокровенное чувство — вырваться на свободу. За весь спектакль актеры не произносят ни одного слова — весь смысл передается движениями тел.
Больше всего «Р.О.У.П.» поражает общегрупповыми композициями. Опутанные веревкой люди напоминают то паутину с насекомыми, то рыбацкую сеть с пойманными дельфинами, пытающимися вырваться из ловушки. Выполняются сложнейшие стойки и поддержки, из «живых кирпичиков» строятся пирамиды и возводятся монументы режиму — все очень четко, как работа часового механизма. Несмотря на сложные упражнения, никто из актеров не забывает о мимике. По лицам легко читаются страх и угнетение. Неоклассическая музыка со звуками фортепьяно и легкого шейка и постепенно нарастающим уровнем тревожности не дает забывать о сюжете и надвигающейся угрозе. В результате любовь не может оставаться в системе: влюбленные вырываются из нее, выбегая прямо в зрительный зал.
По смысловой подаче «Р.О.У.П.» гораздо шире тех временных рамок, в которых были написаны произведения Оруэлла. В спектакле происходящее невольно соотносится и с современностью, когда веревка превращается в символ отношений между людьми посредством денег, делающих их зависимыми элементами одной сети. «Р.О.У.П.» — это не просто послесловие к рухнувшему советскому строю и не вердикт существующим диктаторским режимам, это тема выбора между свободой и несвободой, которая не теряет своей актуальности.