«Александр Пушкин был законодателем моды на сериалы»
В Ростовском областном академическом молодежном театре идут репетиции спектакля «Онегин» по роману Пушкина. Премьера пройдет на большой сцене театра в середине марта. Режиссер спектакля — лауреат премии Правительства Москвы, номинант национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Горбань впервые работает в ростовском театре. По его словам, в образе пушкинского героя он видит черты современного молодого поколения: есть деньги, но нет моральных ориентиров.
N: — Почему вы решили обратиться к роману «Евгений Онегин»?
А.Г.: — Мне кажется, что это очень современная история. Пушкин писал свой роман в течение нескольких лет. В этом смысле Александра Сергеевича можно считать законодателем современной моды на сериалы. И все читающие люди тогда с нетерпением ждали продолжения этого «сериала» — появления новой главы.
Фигура Евгения Онегина — это диагноз того времени. Таких денди тогда было предостаточно, да и самого Пушкина можно к ним отнести. К своим молодым годам Онегин познал все, этому эгоцентристу становится невыносимо скучно. В образе пушкинского персонажа мы видим сегодняшних молодых ребят, которые к 25 годам заработали огромное количество денег, многое повидали. Это диагноз и нашего поколения — без моральных ориентиров, не говоря уже о гражданской позиции.
N: — А чем сегодня образ Татьяны Лариной может быть особенно интересным?
А.Г.: — Любопытный факт: от 60% до 80% зрителей, сидящих в зале на спектаклях, — это одинокие женщины. Я очень хочу, чтобы на нашу постановку пришли молодые женщины, которые, возможно, встречали на своем пути людей, похожих на Онегина. На примере этой героини как раз видно, что жизнь после расставания не заканчивается! Эта боль останется, но посмотрите, как держится Татьяна в последней сцене. Конечно, Онегину верить нельзя: никому в этой жизни не дано право играть человеческими чувствами.
Это очень сложные психологические тонкости — на сцене их трудно передать. Поэтому мы и делаем микс — пластика, музыка, вокал, эскизы, зарисовки. Весь роман в стихах «Евгений Онегин» поставить невозможно: на чтение одной главы уходит около часа, хотя весь сюжет можно пересказать за 15 секунд. Все остальное в романе — это прекрасные описания быта Санкт-Петербурга, жизни деревни, природы. Мы будем стараться с помощью разных средств выразительности донести до публики, что Пушкин сегодня очень нужен. Наш «Онегин» в какой-то степени рискованный эксперимент. Будет у нас, к примеру, много современной музыки — Ле Барс, Карунеш. Но, конечно, мы не можем обойтись и без музыки Чайковского. Правда, в современной обработке.
N: — Спектакль в афише значится как записки из дневника Онегина. Почему?
А.Г.: — Пушкинский роман очень похож на дневник. Автор вел его на протяжении нескольких лет, какие-то главы пропускал, выбрасывал строфы. К тому же в рукописи «Евгения Онегина» очень много рисунков — это, безусловно, дневниковый элемент.
N: — Ваш «Онегин» будет классической постановкой романа?
А.Г.: — Образчиком классической постановки «Евгения Онегина» можно назвать разве что оперу Чайковского. Сейчас еще Римас Туминас поставил в Театре им. Вахтангова пушкинское творение, также в репертуаре новосибирского театра «Глобус» есть «Онегин». И все-таки нет лекала «как делать “Евгения Онегина”». Поэтому мы и пытаемся сочинять — вместе с актерами, художниками, балетмейстером. Хочу, чтобы наш спектакль был интересен молодежи, пусть даже они потом назовут его «прикольным». Главное — чтобы у них возникло желание почитать роман Пушкина.
N: — Кто из актеров занят в спектакле?
А.Г.: — Онегина играет Алексей Остафийчук, Татьяну — Анна Богун. Также в спектакле зрители увидят Сергея Беланова, Анну Корзун, Владимира Ануфриева, Арину Волженскую, Григория Волкова, Юрия Филатова, Раису Пащенко, Маргариту Лобанову и многих других.