г. Ростов-на-Дону
01 декабря 2021 18:34:39

Гимназии показали на выход

Неудачная реорганизация привела к закрытию гимназии юных исследователей.
Гимназии показали на выход

В конце года завершается присоединение гимназии юных исследователей к средней школе № 39. Соучредителем гуманитарной гимназии 22 года назад выступал РГУ, до последнего времени в ней преподавали сотрудники университета, учебное заведение гордилось своей творческой атмосферой. Реорганизация могла бы быть выгодной обеим сторонам: гимназии не хватало финансирования, школа нуждалась в усилении образовательных программ и учениках. Формальный подход к процессу со стороны городского Управления образования привел к тому, что школа № 39 осталась без учеников, а гимназия по факту ликвидирована.

С 1992 года в центре города в стенах Дворца творчества детей и молодежи существовал лицей, а затем гимназия юных исследователей, ее соучредителем выступал РГУ. Обучение в 10-х и 11-х классах шло по углубленной гуманитарной программе: в расписании было 2 языка, широкий спектр спецкурсов и дополнительных дисциплин. Школьники каждый год писали исследовательские работы и выступали на конференциях. Гуманитарные предметы вели учителя высшей категории, кандидаты наук, часто по совместительству сотрудники ЮФУ. В 10-е классы дети попадали по конкурсному отбору. Результаты ЕГЭ по профильным предметам в гимназии из года в год были стабильно выше, чем в среднем по Ростову и области.

Татьяна Проворова, управляющая арт-галереи 16th LINE, училась в гимназии с 1993 по 1995 годы. По ее словам, лицей радикально отличался от всего того, что она знала о системе образования до этого:

— Мне казалось, что учеба — это что-то навязанное сверху, совершенно неинтересное. В лицее я поняла, что это интересно, важно и нужно. Я помню необычную атмосферу: было ощущение, что попала в семью.

По ее словам, многие жизненные ценности были «заброшены зернышками» именно тогда:

— Дружба, отношение к себе, семейные ценности даже больше сформировались не дома, а на уроках литературы, когда мы говорили не только о прочитанном, но и о нашем отношении ко всем поднятым вопросам. Встречая кого-то из лицея, я до сих пор чувствую, как они рады мне и как я — им.

— Если бы не было лицея, я не закончил бы с отличием МГУ и не писал бы сейчас докторскую диссертацию по литературе в Швейцарии, — считает выпускник 2003-2005 гг. Азамат Рахимов. — Два года, проведенные в лицее, запомнились как один сплошной праздник, который навсегда останется со мной. У меня сложилось системное представление о значении гуманитарного знания, о непрерывности культуры, о едином историческом процессе. Нам никогда не навязывали «правильной» интерпретации факта или произведения, заставляя постоянно сравнивать различные подходы и вырабатывать собственную аргументированную позицию. Самое главное, чему меня научил лицей, — задавать вопросы и искать ответы.

Доцент кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ, кандидат филологических наук, научный сотрудник ЮНЦ РАН Наталья Архипенко работала в гимназии юных исследователей почти с самого открытия. Она сказала корреспонденту N, что самое важное — это то, что в гимназии была создана среда, в которой было стыдно плохо учиться:

— На мой взгляд, это и является самым сложным в организации образовательного процесса, необходим сплоченный коллектив единомышленников. Тогда становится решаемой задача превращения среднестатистического школьника в лицеиста, готового воспринимать знания и делающего это с радостью. Такая среда не может существовать без уважительного отношения на равных между учениками и преподавателями, в большой школе это труднореализуемо, она по своей сути авторитарна: слишком много детей, слишком много проблем и задач.

В начале 2014 года Управление образования города решило присоединить гимназию юных исследователей к среднеобразовательной школе № 39, в которой завершался капремонт. К сентябрю объединение произошло только на бумаге: весь педагогический коллектив гимназии уволился, из учеников в школу перешли 7 человек. Согласно постановлению мэра, присоединение гимназии к школе № 39 проводилось «в целях обеспечения эффективности расходов по муниципальным образовательным учреждениям».

Бывший педагог гимназии юных исследователей, попросивший об анонимности, рассказала корреспонденту N, что последние 5 лет перед ними не раз вставал вопрос о реорганизации: одного этажа Дворца творчества не хватало для полноценной работы. В условиях перехода на подушевое финансирование школ в 2013 году (деньги выделяются на каждого школьника, а не в целом на школу) стало не хватать средств на зарплаты.

В ходе переговоров руководству гимназии вроде бы удалось убедить главу городского Управления образования Андрея Кочетова в необходимости сохранения коллектива, директора и учебных программ, но в последний момент все изменилось: у школы № 39 появился новый директор, вопрос о сохранении педагогов и программ повис в воздухе.

— Все наши вопросы наталкивались на снисходительные улыбки и «посмотрим». В конце концов нам предложили перейти на год в школу на полставки, без гарантий сохранения нашего профиля. Мы долго боролись, писали во все инстанции, ходили на приемы к чиновникам, но в конце поняли, что это непробиваемая бюрократическая стена, и решили уволиться в полном составе, — делится педагог, работавшая в гимназии с момента ее открытия. — То, с каким цинизмом прошла эта реорганизация, — крупнейшее разочарование в моей жизни. Они нам прямым текстом так и говорили: нам нужны дети и ваши методические наработки, все (в школе № 39 на тот момент отсутствовали 10-е и 11-е классы. — N).

Замдиректора гимназии по научно-экспериментальной работе и доцент ЮФУ Елена Прищепа подтвердила N сказанное коллегой. По ее мнению, причины произошедшего — «околообразовательные».

Заместитель начальника Управления образования Наталия Симаченко в телефонном разговоре N сказала, что директору гимназии никогда не предлагали возглавить объединенную школу, и отказалась оценить успешность реорганизации учебных заведений, назвав вопрос «провокационным». Сотрудник Управления образования Карина Матлашова пояснила N, что «реорганизация — это объединение двух юридических лиц, а не педколлектива и школьников».

— Это попытка решить проблему по-чиновничьи: можно было попытаться найти другие способы, но есть точное выражение «не заморачиваться», они просто решили не заморачиваться и не ломать голову, — считает Наталья Архипенко.

В ответах на официальные запросы N Управление образования города также отказалось оценить результат реорганизации. Директор школы № 39 Ирина Панина сообщила N, что сейчас школа после длительного перерыва будет обновлять программы и искать свое направление развития, а педагогам гимназии предлагали перейти в школу, исходя из наличия свободных преподавательских ставок.

Просмотров: 26994

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
image
16-летний пианист Сергей Давыдченко получил возможность выбрать новую квартиру. Юному дарованию будет выделена жилплощадь из резервов губернатора Ростовской области. С этой просьбой к Василию Голубеву обратился художественный руководитель конкурса Grand Piano Competition Денис Мацуев.
В городе
image
Основатель проекта Shrike Armoury Намтар Энзигаль рассказал N, как ростовская мастерская вышла на международный рынок доспехов для исторического средневекового боя. Небольшая домашняя мастерская за год выросла до производства, включающего несколько разных цехов. На данный момент Shrike Armoury специализируется на изготовлении титановых доспехов, щитов и тренировочного снаряжения для полноконтактных единоборств, турниров по ИСБ (историческому средневековому бою), бугуртов и средневековых фестивалей. В англоязычных соцсетях общее количество подписчиков превысило тысячу человек, а цены на продукцию составляют сотни долларов.
В городе
image
Глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко рассказал об отдельных направлениях развития города. В прямом эфире телеканала «Дон24» он, в частности, обозначил перспективы застройки Театрального спуска, строительства школ и больниц.
В городе
image
В «ДонЭкспоцентре» 27 октября открылась продовольственная ярмарка «Ростов Гостеприимный». По наблюдениям корреспондентки N в этом году она разместилась компактно, значительная часть участников - небольшие производители сыра, вина, сладостей в поисках прямых контактов с покупателями.