Время терпеливых и любознательных
В последние дни сразу несколько коллег-журналистов рассказывали о непривычной для них роли: топ-менеджеры просили у них совета по поводу развития своего предприятия. Радоваться или тревожиться от того, что бизнесмены ищут ответы на мучащие их вопросы даже среди тех, чья профессия — вопросы задавать?
— После пресс-тура нас собрали в фойе и спросили, что именно на новом участке было бы лучше построить, — с удивлением рассказывает коллега. — Потом уже он меня расспрашивал о моем мнении об их маркетинговой политике, — делится воспоминаниями после интервью с предпринимателем другой.
Кроме недоумения набирающий силу процесс «всенародного обсуждения» бизнес-планов и стратегий, с одной стороны, вызывает тревогу. Видимо, дела у бизнеса не так хороши. Нет алгоритма. До 2008-го все росло, и нужно было только успевать подставлять ведерки под золотой дождь. После кризиса все сжималось, и следовало тормозить падение и «рубить косты». Сейчас все смешалось: кто растет, кто падает, одни отрасли цветут, другие еле живы. Это смахивает на безвременье. В лучшем случае потомки могут обозвать его стабильностью, а в худшем — стагнацией. В этой ситуации обостряется главный вопрос: как сделать так, чтобы наши товары (услуги) покупали завтра больше, чем сегодня? Бизнесмены ломают над этим голову сами и дерут три шкуры с нанятых менеджеров. Те, не в силах расшевелить сонных потребителей, пускаются во все тяжкие: экспериментируют с интернетом, веря, что там проживает какая-то отдельная, еще не освоенная армия покупателей, поглощают конкурентов, полагая, что хоть тогда смогут больше продавать, рискуют идти в Крым, совершают безумные поступки «против тренда», да вот еще и консультируются с кем ни попадя — даже с журналистами. Среди журналистов, конечно, есть и компетентные люди, специализирующиеся на определенных темах. Известны бизнесмены и менеджеры, вышедшие из этой среды. Но все же чаще это профессиональные дилетанты, пришедшие к одному из своих многочисленных интервьюируемых, чтобы получить у него компетентные ответы на предполагаемые вопросы аудитории. Наоборот этот механизм использовать небезопасно.
Впрочем, есть в этом явлении и светлая сторона. Оно означает, что предприниматели находятся в активном поиске. Наконец-то приходит время, когда надо думать и терпеть, а не просто «рубить капусту». Рост на несколько процентов считается неплохим достижением, и за каждый из этих процентов надо биться. И менеджеры готовы ради этого, отбросив гордость, слушать рекомендации хоть говорящего попугая: мало ли, вдруг наведет на умную мысль.
Мы не на подъеме и не в яме кризиса. Мы уже продолжительное время обходимся без этих русских горок. Рынок сегодня такой же, как был вчера и как, скорее всего, будет завтра. Он за нас ничего не сделает и не даст возможности спихнуть на него личные просчеты. Нужно много думать, искать и работать, чтобы получить скромные результаты. Что ж, хотя бы по этому признаку мы можем отнести свою страну к экономически развитым державам.