Вместо окна посмотрите на рекламу
Реклама на окнах ростовских автобусов, может быть, и эффективная, но сомнительная практика с точки зрения пассажиров, которые и так уже страдают от нехватки общественного транспорта и толчеи в час пик.
Так вышло, что в ростовских городских автобусах я в какой-то момент ездить перестала. Ну, на короткие дистанции, бывает, езжу. Но так, чтобы долго, чтобы успеть осмотреться, давно не каталась. С тех пор как я регулярно утром и вечером, с работы и на работу пользовалась автобусом, прошло 10 лет. А тут в мою машину въехали, потребовался ремонт, и мне довелось сравнить то, что было много лет назад, с тем, что есть сейчас. На работу автобусом ехать мне надо долго. Примерно 40 минут в одну сторону. И вот, как следует оглядевшись, я обнаружила, что реклама с улицы заполонила и автобус тоже. Все листовки, в том числе те, которые никто не берет. Все наклейки. В общем, все, что можно наклеить, — там. А так как свободных стен в автобусе не так уж много, то рекламой заклеивают окна. Оставляя небольшие зазоры для тех, кому интересно, где он едет.
Я отношусь к тем, кто много читает. Чей мозг так поднаторел в этом, что читает все, даже если не хочет. И изучает все картинки, если глаза не закрыты. К концу сорокаминутной поездки мне уже плохо от перегруза информацией. Как будто прочитала от корки до корки «Ва-банк по-ростовски» — помните, была такая газета рекламных объявлений? Но ее можно было читать выборочно, по необходимости. Если, к примеру, нужна телепрограмма. Не хочешь — не читаешь. А автобус просто вынудил меня прочитать все подряд. Еще и по нескольку раз одно и то же. Потому что деться было некуда. Натуральное насилие над мозгом за мои деньги.
И ничего, люди не жалуются. Есть проблемы поважнее. Например, доехать вовремя, потому что общественного транспорта стало ощутимо меньше и ждать его приходится дольше. Не задохнуться, когда кондиционер охлаждает воздух едва-едва. Да вообще, едешь сидя — уже радость! Причем, когда сидишь, окна как-то меньше беспокоят, потому что смотришь в смартфон. Самый смак достается тем, кто стоит, им телефон держать не всегда удобно. Если вы стоите в автобусе в час пик и со всех сторон вас прижимают, то, конечно, вид из окна немного обнадеживает. Раньше, по крайней мере, дарил надежду, что скоро все закончится. Мимо проползали дома, улицы, светились огоньки. Некоторое разнообразие, в общем, утешало. Но теперь вам приходится читать список вакансий. Или приглашение обучиться. Или предостережение. И что-то там еще — кружки, секции, концерты, выставки. И нет этому конца-края, куда ни глянь. В конце рабочего дня это очень утомляет. В дополнение к утомлению, которое вы и так уже получили на работе. Но кому важен комфорт тех, кто рекламу потребляет? Нет массовых протестов — значит, можно продолжать пытку.
Снаружи автобусы, кстати, тоже походят на движущиеся рекламные конструкции. Видимо, рассчитанные на тех, кто ждет своего транспорта на остановке. За 30-40 минут ожидания маршрута номер 45 на остановке ЦГБ в час пик (я засекала) мимо вас проезжает масса рекламных предложений. Правда, все не в те направления. Но вам вольно-невольно приходится их читать — вы же ждете его, ваш автобус. И рассматриваете каждый. Вот он, Клондайк для маркетолога, который борется за каждую секунду внимания! И вот какой парадокс — общественный транспорт работает плохо, а реклама на нем, по всей видимости, переживает свой ренессанс. Новый «Ва-банк по-ростовски», теперь на колесах. Но я не могу испытывать по этому поводу радости. Не получается.