В поисках коричневого указателя
Коричневый дорожный указатель — международный стандарт туристической навигации — обозначение всевозможных интересных объектов, от древней архитектуры или музея до удачной точки для фото на фоне пейзажа. Такие указатели с позапрошлого года стали появляться по всей России, и следовать им крайне интересно. А вот Ростовская область пока такими знаками для туристов не богата, а нужны они позарез.
Интернет-скептики уверяют, что радужные репортажи о туристических красотах внутри страны лишь пропагандистская уловка, чтобы сгладить фактическое закрытие Турции и Египта. Мне кажется, эти люди давно не выходили из сети. Старый анекдот о том, что в Штатах забывают нанести дорогу на карту, а в России — ее построить, уже не актуален. Не далее как в январе мы обнаружили в Саратовской области превосходную многоуровневую развязку и отличный участок трассы, которых нет даже на «Яндекс-картах». Вдоль обновленных трасс вырастают достопримечательности. Там, где нет исторических памятников, их изобретают. «Дуб, который посажен на месте дуба, посаженного Александром Невским на этом самом месте» — достопримечательность города Торопец Тверской области; город-призрак Сарай-Бату, состоящий из декораций для кинофильма, оставшихся посреди степи; а также в Астраханской области есть мертвое озеро Баскунчак — недавно просто точка соледобычи, а теперь целебный курорт. Тематические фестивали и праздники, исторические реконструкции и технологичные аттракционы — целого лета не хватит, чтобы объехать все интересные места только в радиусе тысячи километров от Ростова. В Воронежской области можно любоваться парковыми ландшафтами и архитектурой, а затем отправиться в аквапарк, а в Тверской — с головой уйти в средневековье: гостеприимные реконструкторы живут под открытым небом все лето. И при этом средний чек недельного путешествия на двоих по ближайшим регионам страны при самостоятельном бронировании колеблется от 12 до 30 тысяч рублей, в зависимости от требуемой степени комфорта.
Пока новые знаки распределяются неравномерно — в Подмосковье, Воронежской и Волгоградской областях их старательно установили повсеместно, а в Ростовской области они по-прежнему большая редкость. Благодаря интернет-отзывам путешественников у нас ищут Каменский каньон с водопадами «Лого-парк», Ростовский заповедник. Организаторы фестивалей Багаевского огурца и Купаловского лета, Каяльских чтений и гонок на тракторах ставят временные указатели самостоятельно, а вот дорога к Музею паровозов или Аксайскому военно-историческому музею даже с современной навигацией превращается в квест.
Путешествуя по федеральным трассам через Ростовскую область, туристы пропускают множество интересных мест, а заметный издалека знак с пиктограммой смотрится как радушное приглашение: «У нас интересно, не проезжайте мимо». Нам тоже необходимы такие знаки и на трассах, и внутри городов — «Памятник природы», «Церковь», «Музей», — чтобы и нынешние туристы, и те, которых мы ждем в 2018-м, увидели не только мегастадион и новостройки.
Обилие тематических сайтов позволяет заранее подобрать маршрут и проверить наличие заправок, забронировать недорогой номер, прикинуть, где купить сувениры себе и друзьям (отправляясь за рубеж, вы обычно платите за эту работу туроператору). Сейчас, когда появилось особенно много путешественников, желающих отдохнуть и узнать что-то новое, не пересекая границ, нужно помогать им разными способами. Часть из них недешевы, например улучшение работы гостиниц или качества общепита. Но изменение навигации по интересным местам с помощью давнего проверенного международного опыта — дешево и эффективно, — почему-то на нашей почве не приживается. Реплика