Управление в мутной воде
Валерий Прокудин:
— При рассмотрении предложения об аренде офиса в современном бизнес-центре мне так и не удалось разобраться в ценообразовании обслуживающей его управляющей компании (УК).
Новый офис с хорошим ремонтом в современном бизнес-центре. Прекрасный вид на Ростов и окрестности. Близкая к жизненным реалиям цена: на 50% ниже максимальных ставок, заявляемых собственником львиной доли площадей в этом центре, значительная часть которых, к слову, пустует. Это потому, что я имел дело с собственником одного из помещений бизнес-центра. Я рассматривал этот офис в числе примерно десятка подобных в зданиях и центрах разных классов. Однако выбор пришлось сделать не в пользу этого центра по ряду причин: от локации до принципов работы управляющей компании. На локацию уже никак не повлияешь. Тот объект, который я выбрал в итоге, расположен более удобно для моих сотрудников и клиентов. Однако даже если бы расположение было не хуже, боюсь, современный бизнес-центр уступил бы по другой части — непрозрачная и незаинтересованная, как мне показалось, в клиентах управляющая компания. После переписки по электронной почте и нескольких телефонных звонков типовой договор мне так и не прислали. Сообщили только, что стоимость техобслуживания — около 100 рублей за кв. м. Что касается остальных затрат, то их, как мне сказали, «распределяют на всех арендаторов, когда город присылает счета». По какому принципу арендаторы оплачивают эти счета: по занимаемой площади или численности сотрудников, и есть ли счетчики? Все эти вопросы остались без ответа. Получается — сколько напишет УК, столько и надо платить.
Я связался с двумя арендаторами этого бизнес-центра и выяснил, что за коммунальные услуги и техобслуживание они платят в течение года в среднем около 150 рублей за кв. м. То есть существенно больше, чем в бизнес-центрах меньшего класса. В центре, на котором я остановил свой выбор, эти затраты составляют около 100 рублей за кв. м.
Я думал, что затраты на коммунальные услуги в современном бизнес-центре должны быть ниже, чем, например, в зданиях бывших советских НИИ, которые теперь заселены как малым, так и крупным бизнесом. Ведь их создатели, как правило, заявляют об использовании энергосберегающих технологий и т. п.
В нынешних условиях, когда приходится сокращать расходы, желание понять, за что платишь, особенно сильно. Однако желания объяснять у владельцев иных бизнес-центров не наблюдается. Возможно, дело в привычке. Управляющие бизнес-центрами компании зачастую созданы теми, кто их строил. А они, похоже, очень привыкли к роли продавцов горячих пирожков и к высокой марже. На рынке жилья такое поведение приводит к тому, что жители новостроек нередко избавляются от навязанных застройщиками УК, которые завышают стоимость своих услуг. С бизнес-центрами ситуация сложнее, поскольку большей частью помещений в них владеет, как правило, застройщик, и избавиться от созданной им УК невозможно. Надежда, видимо, только на здравый смысл владельцев недвижимости, а также на рост предложения офисов на рынке. Только это, по всей видимости, может заставить УК быть более дружелюбными к потенциальным клиентам. Которым, к слову, в последнее время есть из чего выбирать. Предложение коммерческой недвижимости растет как за счет новых бизнес-центров, так и за счет (спасибо ипотеке) первых и вторых этажей жилых домов.
Реплика Валерия Прокудина