Тихий дом
Реставрация уникального здания зональной библиотеки ЮФУ все больше напоминает евроремонт. Обаяние одного из наиболее ценных исторических зданий Ростова — дома купца Парамонова — продолжают рассеивать спорные архитектурные решения, которые принимаются без привлечения к ним лишнего внимания.
В прошлом году дому Парамонова на Пушкинской исполнилось 100 лет. Особняк был построен в классическом стиле известным ростовским купцом. Он пережил революцию 1917 года, Гражданскую и Великую Отечественную войны, годы послевоенной разрухи, перестройку и лихие 1990-е. Однако с начала нового столетия исторический шарм дома утрачивается из-за последовательно слабой и, я даже сказал бы, равнодушной позиции его собственника — Южного федерального университета. В разное время университетом руководили разные люди. К сожалению, среди них не нашлось того, кто защитил бы красоту и достоинство этого памятника. Сначала у дома оттяпали уютный задний дворик с небольшим садом и декоративным бассейном, который исполнял роль второго читального зала. Причем сделали это по-иезуитски. Впритык к заднему двору отгрохали жилую свечку, и теперь выложенный заново типовой плиткой бассейн является частью ансамбля этого многоквартирного жилья.
После этого дом Парамонова стал выглядеть как пожилой джентльмен после встречи с гопниками. Старость не в радость — библиотека продолжала ветшать в окружении растущего ввысь нового жилья, и контраст становился все более вопиющим. Об этом не раз писали и говорили коллеги.
Несколько лет назад приглашенные университетом реставраторы обновили фасад, но, на мой вкус, лучше бы они ничего не трогали. Вместо удачного сочетания охры и песочного появился белый цвет, из-за чего лицо дома стало плоским и невыразительным. Ничего не имею против Юрия Жданова как ученого, но установка его бюста напротив входа в библиотеку окончательно разрушила стилистику места.
— В Ростове почти не осталось зданий, которые бы напоминали о том, как выглядел город 100 лет назад в момент своего дореволюционного расцвета, — расстроенно говорит известный защитник городских памятников Александр Кожин. — Поэтому и фильмы о том времени в Ростове почти не снимают. Объектов, которые не стыдно показать туристам, все меньше. С домом Парамонова примерно такая же история.
Мой собеседник отмечает, что очередная реконструкция вызывает много вопросов особенно в части достоверности воссоздания облика дома:
— Если вы посмотрите на оконные рамы, то вместо деревянных, определенной конструкции, ставится типовой металлопластик. Так шаг за шагом дом утрачивает дух своей эпохи, превращаясь в новодел.
По мнению Александра Кожина,в Ростове осталось мало специалистов,которые могли бы подвергнутьпрофессиональной критике то, чтосейчас происходит с домом Парамонова.Утрачена, по его словам, ипрактика экспертного обсуждениятаких проектов на уровне города иобласти. Конкуренция в сфере реставрационныхуслуг, считает АлександрКожин, также невысока. Отсюдаи проблемы. Они, к слову,видны даже в процессе организацииреставрационных работ. Обойдя библиотеку,я не нашел даже информационногостенда, который указывалбы, кто и какие работы ведет. Университети его подрядчик продолжаютдействовать, не привлекая лишнеговнимания. Наверное, это вниманиеим неприятно. Может быть,они не уверены в результате?