Теперь сами
С российского рынка за последнюю неделю ушли уже больше двух сотен зарубежных компаний и брендов. Все знают почему и никто не знает, это на время или навсегда. Независимо от исхода боев на Украине для преодоления экономического ущерба, который Россия уже понесла, понадобятся годы.
Теперь у нас будет возможность проверить, насколько укоренились и прижились у нас те стандарты дружественного потребителям бизнеса, которые в последние годы, если хотите, прививали нам «фирмачи». Ведь названия многих компаний — это уже давно не только имя бизнеса, но и синоним определенного отношения к клиентам и партнерам.
В этом ряду есть два хрестоматийных имени, которые ломали стереотипы и ненавязчиво, но упорно продвигали свою философию.
Пришедшая в начале нулевых в Россию «ИКЕА» не просто заявляла, что принципиально не дает взяток чиновникам, даже в ситуации затягивания открытия магазинов. Компания увольняла топ-менеджеров за «случаи терпимости по отношению к коррупционным действиям подрядчика», при этом в компании не замалчивали скандальные ситуации и открыто комментировали подобные ситуации в СМИ.
Провозглашая свою миссию — изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей, — «ИКЕА» стала одним из первых амбассадоров экологичности, помогая своим посетителям сделать первый шаг в сторону сохранения окружающей среды — хотя бы в торговом центре выбрасывать мусор раздельно, облегчая его переработку.
«Макдоналдс» подкупал не только идеальным сочетанием цены, качества и скорости. В Ростове это долгое время была единственная компания общепита (может, так оставалось до самого закрытия), приспособленная для посещения людей с любыми ограничениями здоровья. А еще она подавала пример прозрачности бизнеса. В первые годы работы на Дону «Макдоналадс» заплатил налогов больше, чем все остальные кафе и рестораны.
При этом в «Макдоналдсах» всегда абсолютно лояльны к детям, и там доступные для всех и, что немаловажно, достаточно хорошо убираемые туалеты.
А еще десятки зарубежных компаний долго, но, увы, не всегда успешно, боролись с пиратством, своим примером прививали вкус к благотворительности, доказывали возможность и важность инклюзии.
Представительства множества закрывшихся или ушедших из России компаний для многих стали реальным социальным лифтом. Именно там хорошо образованные и энергичные выпускники вузов могли довольно быстро построить неплохую карьеру, работая по специальности, без кумовства и связей.
Уже ближайшее время покажет, насколько подобные «мелочи» будут жизнеспособны в условиях сократившейся конкуренции и неизбежного противостояния.