Спасти Кая, или Заколебавшие основы
Очень полюбилось бюрократам словосочетание «на постоянной основе». А поскольку у каждого уважающего себя бюрократа теперь есть пресс-служба, то нашествие этой бесполезной в 99% случаев словесной конструкции приобрело характер эпидемии.
Личные аккаунты в социальных сетях уже не мода, а необходимость. Особенно для тех, кто пробует создать свое дело, найти клиентов и партнеров. Умение общаться — важный фактор в бизнесе. Количество релизов, видеоматериалов, каналов огромно. Есть и спрос! И он становится все более требовательным к объему и качеству посланий.
Опыт показывает, когда ищешь в сети решение какой-нибудь хозяйственной задачи, нужно выбирать самые короткие по времени видеоролики. Они, как правило, самые конкретные. Меньше вероятность столкнуться со специалистом, который решил, что он еще шоумен и ведущий в одном лице. Количество ненужной информации и словесного мусора у таких, как правило, раздражающе высоко. Посланий миру, в которых форма важнее содержания, стало неприлично много.
Известная соцсеть между тем подбадривает авторов примерно в таком духе: мол, даже Чехов дрожал перед чистым листом бумаги, не бойся, начинай, пиши, надо что-то выдавить из себя. И вот, оглядевшись по сторонами и преодолев робость, представители как малого, так и крупного бизнеса нередко пишут примерно в том стиле, какой их окружает.
Один из хитов современной якобы деловой речи — мое «любимое» словосочетание «на постоянной основе». Раньше оно употреблялось главным образом для характеристики занятости депутатов, для которых депутатство — единственная работа. Таких называют депутатами на постоянной основе. Но в какой-то момент конструкция пошла по рукам и зажила собственной, прямо скажем, бестолковой жизнью. Фраза, похоже, оказалась находкой для интуитивно ностальгирующих по съездам КПСС товарищей. И действительно: сколько в ней мощи, достоинства, стабильности! Образчик нейролингвистической магии! Упасть в ноги докладчику и благодарить, благодарить, благодарить!
Ведь все, что ни делается, все это для людей, для народа — на постоянной основе!
В официальном релизе о создании совета по вопросами повышения роли женщин в обществе и борьбе за улучшение качества их жизни подчеркивается: будет работать на постоянной основе. Чтобы не подумали, что посоветовались разок и разошлись.
Ну, а это классика: «Департамент ЖКХ и энергетики на постоянной основе взаимодействует с Фондом капитального ремонта».
Очень! Очень уважают государевы люди и их пресс-службы эти целебные слова, ну а поскольку трибуна у них самая большая, то мода на такой вот солидольный стайл ширится и множится, как амброзия, заражая в том числе и бизнес-коммуникации. Вот типичный пример:
«“Аэрофлот” ввел новую услугу перевозки животного на соседнем пассажирском кресле в салоне самолета после завершения успешного тестирования. Сервис будет доступен НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ на собственных рейсах “Аэрофлота” и рейсах дочерней авиакомпании “Россия”».
Убери это дурацкое «на постоянной основе», и ничего не поменяется, никто не запутается и не околеет. Но как же это трудно. Взять и заговорить по-простому, без позы. Над подобными релизами, унимая, похоже, нервенную дрожь, прямо как Антон Павлович перед чистым листом, работают люди. Изо дня в день — выкладывают по приказу Снежной Королевы из льдинок слова «на постоянной основе». А народ читает: «Мы будем это делать на постоянной основе!» А может, лучше один раз, но чтобы хватило надолго?
Неужели недалек тот день, когда за свадебным столом вслед за тостом «Совет да любовь!» гости будут кричать не «Горько!», а — «На постоянной основе!»?
Даже искусственный интеллект, как выясняется, против такого будущего, услужливо предлагая замену канцеляризму: постоянно, обязательно, регулярно, упорно, непрерывно, стабильно. Если уж так хочется подчеркнуть.