Сеанс повторных намерений
В конце июня коллегия мэрии обсуждала проблемы ливневой канализации. В том же формате (на коллегии) все те же люди обсуждали эту же проблему ровно год назад — в июне 2012-го.
Дежавю полное: все, чего не было год назад, так и не появилось. В общем, не такая редкая для чиновников ситуация: то денег не было, то полномочий не хватило. Удивляет другое: помимо прочего они два раза подряд обсуждали необходимость создания правил пользования ливневкой и введения платежа за пользование ею — и ни на шаг не продвинулись от слов к делу. В июне 2012-го кроме прочего было заявлено, что «одна из главных проблем Ростова заключается в том, что большая часть систем водопонижения и водоотведения ливневых стоков остаются бесхозяйными, а их техническое состояние неудовлетворительное». В 2011 году Департамент автодорог, районные администрации и специализированные организации начали масштабную инвентаризацию коллекторов и выпусков, выявление бесхозяйных систем городской ливневой канализации и несанкционированных подключений. Эти работы было обещано завершить в прошлом году.
«Выяснилось, что отдельные участки ливневки находятся на балансе сразу нескольких организаций, для нормальной эксплуатации ливневой канализации необходимо, чтобы все системы находились в ведении одной организации», — говорилось на коллегии год назад.
Как считал директор департамента Арам Егиазарян в 2012 году, требуется принятие комплексной программы по строительству и восстановлению систем водоотведения, необходимо разработать регламент на эксплуатацию ливневой канализации, городские правила пользования водоотводящей системой и ввести тариф на водоотведение сточных вод в систему ливневой канализации.
А вот выдержки из доклада 2013 года:
«Большая часть систем водопонижения и водоотведения ливневых стоков Ростова-на-Дону остаются бесхозяйными... требуется комплексная программа по реализации строительства и восстановления систем водопонижения и водоотведения... Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения считает целесообразным передачу всех систем водоотведения и водопонижения одной организации... считаем, что необходимо утвердить: регламент на эксплуатацию ливневой и дренажной канализации, городские правила пользования водоотводящей системой ливневых и дренажных сточных вод; тариф на водоотведение сточных вод в систему ливневой канализации г. Ростова-на-Дону». Просто детская игра по поиску 10 отличий.
Городские правила пользования системами ливневой канализации и тарифы на водоотведение сточных вод, на содержание и ремонт систем СВВ применяются во многих городах РФ. Где-то они приняты еще в прошлом веке, в других местах — в последние годы. Эти платежи позволяют снижать долю субсидий на эксплуатацию систем водоотведения из бюджета, строить и ремонтировать сети.
Во многих городах за ливневку платят все. А, к примеру, в Чебоксарах от платежей освобождены население, бюджетные организации и воинские части. Расчет тарифов занимает не одну страницу, в нем учитываются уровни среднегодовых осадков, талых снеговых, еще каких-то многочисленных вод и множество коэффициентов.
Я не знаю, насколько лучше стало жить там, где есть правила и тарифы за пользование ливневкой. Хочется верить, что ситуация стала улучшаться. Но пока правил нет, чиновникам проще всего уходить от решения проблем, прикрываясь безденежьем, бесхозностью, отсутствием нормативов и пр. Понятно, что новый платеж — это дополнительные расходы для горожан и бизнесменов, что часть денег по национальной традиции исчезнет бесследно. Но регламенты описывают обязанности не только плательщиков, и с их принятием ситуация может сдвинуться с мертвой точки. Хотя бы потому, что по написанным и утвержденным правилам чиновникам придется работать, отчитываться, отвечать в судах. А по неписаным какой с них спрос?