Ретейл пытается свернуть с рыночных рельсов?
«Магнит» сообщил о покупке сети «Дикси», а «Лента» объявила, что приобретает российские супермаркеты Billa. Рынок ретейла ускоренно консолидируется, причем с участием государства. В перспективе могут пострадать конкуренция и покупатели.
Казалось бы, что нам до этого? Сети «Дикси» и Billa в Ростовской области не были представлены, концентрировались преимущественно в московском регионе. Зато «Магнит» и «Лента» работают везде, недаром по итогам 2020 года они занимали вторую и четвертую строчки федерального рейтинга соответственно, как по числу торговых точек, так и по выручке. С ними работают многие донские производители и дистрибьюторы. Легко предположить, что они от этих слияний выиграют, смогут увеличить поставки, развить свой бизнес, а значит, обогатить наш регион. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
— Оборот «Дикси» составляет 20% от оборота «Магнита», значит, наши объемы поставок по федеральному контракту с сетью вырастут на 20%. Это для нас существенно, — рассказал один из ростовских поставщиков продуктов питания. — В краткосрочной перспективе нам выгодно укрупнение нашего покупателя, а в длинную мы проигрываем. Сеть начнет сильнее «отжимать» своих поставщиков. Нам лучше иметь много маленьких партнеров, а не мало больших. Для экономики это также плохо. Сначала государство через свой банк зачем-то купило розничную продуктовую сеть, решив вмешаться в динамичную конкурентную сферу. Затем эта сеть укрупняется на 20%, хотя она и так № 2 в стране, — это крайне негативно для экономики страны в долгосрочной перспективе — увеличивается доля государства, страдает конкуренция.
В частности, после прихода того же банка на рынок зерна произошел быстрый передел сфер влияния. По итогам минувшего сельхозгода крупнейшим экспортером зерна в России стало государство в лице банка ВТБ, обойдя ростовский «РИФ», лидера последних лет, чьи отгрузки с черноморских терминалов сократились примерно в 10 раз. Пострадали и другие донские торговцы.
Возвращаясь к ретейлу: вторая сделка похожа на первую по масштабам слияния. Благодаря покупке российского бизнеса Billa «Лента» увеличит сеть супермаркетов более чем вдвое, следовательно, поставщики так же сначала приобретут, а потом потеряют. Государство здесь ни при чем, но тревожно выглядит факт, что известный немецкий оператор отказывается от борьбы за российский «пирог», сосредотачиваясь на рынках ЕС. Остается догадываться, что мешает иностранному инвестору: неудовлетворительный инвестиционный климат или направление развития этого рынка, на котором сужается сегмент покупателей среднего достатка.
Примечательно, что самой быстрорастущей сетью прошлого года стал жесткий дискаунтер из Красноярска «Светофор», увеличивший выручку на 39% («Магнит» прибавил лишь 13%, Х5 Retail Group — 14%, «Лента» — 7%). Изначально у «Светофора» была идея сделать магазины для 4-6% россиян, которые живут крайне бедно или даже за чертой бедности. Но когда магазины стали открываться, оказалось, что это нужно гораздо большему числу людей. Сейчас формату «Светофора» подражают много новых игроков, даже давно работающую на рынке донскую сеть «Ассорти» начали преобразовывать в «Продуктовую базу Бум».
К сожалению, все эти факты говорят о том, что покупатели беднеют, им не важно разнообразие рыночного предложения, главное — цена. В таких условиях государству будет легко убедить население, что огосударствление ранее свободного рынка и перспектива регуляции цен — это не что иное, как счастливое будущее.