Работодатель, не нервируй меня!
Дефицит кадров заставляет работодателей, с одной стороны, больше загружать персонал сверхурочно, а с другой — активно искать возможности для расширения штата. Тему тонко чувствуют кадровые агрегаторы. Один из них провел недавно опрос соискателей, чтобы выяснить, что их больше всего раздражает в объявлениях о вакансиях.
Кадровый сервис SuperJob провел опрос, чтобы выяснить, какие требования в вакансиях больше всего раздражают соискателей высокооплачиваемой работы. Вполне резонное исследование на фоне рекордно низкой безработицы и нехватки не только рабочих рук, но и рабочих мозгов. Так вот, высококвалифицированные соискатели из Ростова, отвечая на вопросы SuperJob, самым нервирующим словом в вакансиях назвали — многозадачность (41% опрошенных). Аналитики SuperJob считают этот выбор закономерным в условиях, когда совмещение функционала разных позиций стали практиковать чаще. Видя в вакансии слово «многозадачность», соискатели сразу понимают — нагрузка будет нечеловеческой: «Считай, из вас хотят сделать человека-оркестр, с выполнением чужих служебных обязанностей»; «Тебе придется все делать самой, но зарплата будет расти у всех, кроме тебя». В топ-3 также «стрессоустойчивость» («Особенно на работах, где не предполагается нервного перенапряжения») и «дружный коллектив» («Как правило, в компаниях с таким упоминанием все в точности до наоборот»).
В число напрягающих формулировок вошли также «конкурентоспособная зарплата» без указания конкретной суммы и «амбициозная компания». Некоторых респондентов отвращают англицизмы (например, такие как тимбилдинг, митап, девелопер, дедлайн, коуч, нетворкинг, релиз, тренд, скилы, онбординг и проч.), а также различные аббревиатуры, как на русском, так и на английском (sku, cv, B2B, B2C, KPI, SEO и проч.).
Все тот же SuperJob приводит еще любопытные цифры: более половины (56%) сотрудников, трудоустроенных на полную ставку в Ростове, признались, что вынуждены работать сверхурочно, объем переработок достигает четверти от нормы.
Что же делать со всей этой статистикой работодателям? Убрать раздражающие формулировки несложно. Хотя, возможно, и не все из них. Если маркетолог не знает, что такое B2B и B2C, то он, наверное, и не маркетолог.
В сухом же остатке все равно то, что является основной болью отечественной экономики: слабая организационная структура предприятий, низкий уровень автоматизации и как следствие авральный принцип работы и низкая производительность труда. По этому показателю Россия находится в конце пятого десятка стран — примерно на 45-50-м месте в мире, по данным Международной организации труда. Производительность труда в РФ многократно ниже, чем в развитых странах.
Хочется надеяться, что средства, которые выделены на госпрограмму «Производительность труда», дадут результат раньше, чем жизнь сама выправит перекос рынка в пользу соискателя. Тревожные звоночки уже есть. Вспомним продажу фабрик «Глорией Джинс» из-за невысокой конкурентоспособности. Хорошо, что нашлись покупатели. Но вот на очереди, похоже, остановка «Ростсельмаша». Это посерьезнее будет: от успешности «РСМ» зависят много семей и компаний.