Приворожить туриста словом
В преддверии чемпионата мира по футболу только ленивый не рассуждает о туристической привлекательности города и способах ее повысить. Эксперты штампуют путеводители по ресторанам и достопримечательностям, волонтеры репетируют улыбки и объятия для гостей чемпионата, власти выделяют средства на ремонт фасадов в историческом центре. Но достичь нужного эффекта можно только общими усилиями, когда в результате заинтересован каждый горожанин. И здесь нам есть чему поучиться у жителей Северной столицы.
Так уж устроена индустрия гостеприимства, что впечатлить туристов можно и без материальных затрат. И нет более эффективных инструментов, чем доброжелательность и готовность выступить в роли радушного хозяина. В конце декабря мне удалось побывать на чемпионате России по фигурному катанию в Санкт- Петербурге. Именно удалось: за 2 месяца до первенства онлайн- продавец распродал хорошие билеты на самые популярные соревнования — финалы у женщин и спортивных пар. В кассах самого спортивного дворца их не продавали. Идея ехать почти за 2000 км, чтобы смотреть соревнования с «галерки», не вдохновляла.
Ажиотажный спрос объясним: нынешний сезон — олимпийский, и в одиночном катании у российских спортсменок впервые в истории есть шанс занять абсолютно весь пьедестал. К тому же поездка на соревнования в культурную столицу России — двойное удовольствие для любого иногороднего болельщика.
Расстроившись, я все же решила, что попытка не пытка, и набрала номер касс ледового дворца. — «****ир» действительно забрал все билеты для продажи, у нас их нет, — подтвердил доброжелательный голос на другом конце провода. — А что вы хотели посетить?
Выслушав ответ про «лучшие места на 3 топовых видах соревнований», голос бодро продолжил:
— У нас их не будет до конца ноября, но потом — федерация пообещала — хорошие билеты принесут, это точно. Оставьте контакты, я все запишу и дам вам знать, когда появятся новости.
Нужно ли говорить, что эта беседа, хоть и была приятна, не добавила планам определенности? Билеты могли принести, а могли и нет. Кассир мог забыть о просьбе совсем, вспомнить слишком поздно, отложить «для своих», в конце концов. Бронировать номер в отеле и покупать билеты на самолет по-прежнему было рискованно.
Однако всего через неделю раздался звонок с петербургского номера:
— Добрый день! Это Ольга, кассир «Юбилейного». Вы просили по два билета на три вида соревнований, все они у меня. Места хорошие, близко к арене, сектор — центральный, за судьями, как вы и хотели.
Не помня себя от радости, я стала робко просить оставить заказ в кассе хотя бы на 2–3 дня, «потому что нахожусь далеко и выкупать их приедут другие люди», на что услышала:
— Что вы! Я звоню подтвердить, что все в порядке, билеты отложены, — просто чтобы вы не волновались. А забрать их можно в течение пары недель.
Билеты выкупили через несколько дней. По номиналу. Не заплатив ни рубля сверх установленной организатором цены. Сами питерские друзья, выкупавшие мои билеты, попасть на соревнования не смоги: к их приезду в кассах почти ничего не осталось.
Подобные истории об отношении петербуржцев я слышала и раньше. О том, как непопулярную книгу час искали в магазине, несмотря на окончание рабочего дня. О том, как жилец большого дома ходил с незнакомым приезжим по подъездам и этажам, помогая разобраться в хитрой нумерации и отыскать нужную квартиру.
Интеллигентность и такт не конек южан. Мы темпераментны, импульсивны, временами резки. Но если уж появилась цель впечатлить гостей города — так, чтобы им захотелось вернуться, — работникам индустрии гостеприимства стоит убрать с лица популярное выражение «Я делаю большое одолжение» и вспомнить, как встречают по-настоящему дорогих гостей. Обычных горожан это тоже касается. Если начать тренировки сейчас, есть шанс как следует подготовиться к чемпионату.