Повседневное преступление
Прокуратура Ростовской области сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении работников крупной торговой сети, которые брали взятки от одного из поставщиков товара. Директор передал сотрудникам за содействие 660 тыс. руб. Теперь его компания заплатит штраф 1,9 млн руб.
Правоохранители не называют сеть и компанию. Это правильно. Зачем делать им антирекламу, помещая рядом с уголовным делом? Интересно, как вообще о его обстоятельствах стало известно? Вряд ли об этом заявил директор, иначе его фирму не оштрафовали бы. Ведь известно, что лица, добровольно заявившие о подобных правонарушениях, чаще всего освобождаются от ответственности. Понятно, что и сотрудники сети не имели никаких мотивов сливать информацию для возбуждения в отношении них уголовного дела. Прокуратура рапортует о том, что обстоятельства стали известны в ходе «проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции». Предположим, что сработала служба безопасности сети, либо произошла какая-то роковая случайность. Интересно будет послушать это дело в суде, если, конечно, процесс не закроют. Дело выходит из ряда вон потому, что коммерческая коррупция распространена повсеместно и большинство бизнесменов считает вознаграждение менеджерам компаний-партнеров не уголовным преступлением, а просто строчкой в расходах.
О взятках чиновникам все знают, скандал за скандалом сотрясают российские СМИ. Свежая серия — о военных, бравших с поставщиков откаты. О коммерческом подкупе нет громких дел, об этом не снимаю сериалы. Но если у вас есть знакомые в торговле или сфере услуг, они под кружечку пива расскажут вам , как на самом деле все устроено. Если вы хотите поставлять свой, скажем, алкоголь в крупный ресторан, должны заинтересовать в этом менеджера, принимающего решение. То же самое придется проделать, если хотите продавать оптом свою продукцию (услугу) крупной компании, особенно монополии. А сколько банкиров погорели на том, что, будучи лично заинтересованными, давали необеспеченные залогом кредиты? Доходит до смешного: в 1990-е даже в СМИ была распространена схема, когда представителю рекламодателя платили процент за контракт на рекламу. Бытовал анекдот, что один из бизнесменов-строителей пришел в редакцию и заявил, что знает об этой практике и просит считать его в этот момент не директором фирмы, а рекламным менеджером. В СМИ пожали плечами и выдали ему положенные 10% от суммы контракта с его фирмой. Вот вопрос: кому от этого было плохо? Кто пострадавшая сторона? Поэтому большинство и не считает подкуп менеджера преступлением.
Кстати, судя по данным «Консультанта-плюс», менеджерам, бравшим деньги, грозят лишь штрафы и запрет занимать аналогичные должности на определенный срок. Легкий испуг. А все же уголовное дело.