Подключите к замещению импорта потребителя
Кручу в руках филе атлантической семги, произведенное, судя по ярлыкам, в Беларуси и Москве одновременно. Реэкспорт норвежской семги? У меня нет претензий к ее качеству, но ведь санкции. Раз уж решено дать шанс нашим предприятиям, нужно указывать на продуктах страну происхождения сырья. Чтобы потребитель, если хочет, тоже мог проявить принципиальность и отказаться, например, от польских яблок или китайской свинины. Ничего личного, просто нам нужно развивать собственное сельское хозяйство.
Все чаще в магазинах и на рынке, покупая яблоки, люди спрашивают: «Местные?» Польские и турецкие фрукты, при всем уважении, хуже. Их целлулоидный, глянцевый внешний вид уже не столь успешно способствует продажам. В отношении качества продуктов мы становимся все более требовательными. Творог с растительным жиром — это уже не творог, а творожный продукт. Хорошо, что теперь это можно узнать до его покупки, так как с недавних пор внесены изменения в правила маркировки молочных товаров. Точно так же мне всегда хотелось знать, откуда привезли мясо, из которого сделаны карбонад, корейка и прочие мясные продукты. Если издалека, то вряд ли их отнесешь к высококачественным, так как консервантов в привозном сырье явно больше, чем в отечественном. Но информации об этом на упаковках нет, а жаль.
Мне кажется, что это требование может оказать положительное влияние на развитие нашего сельского хозяйства, заставляя переработчиков и торговлю идти навстречу потребительским предпочтениям, формировать более устойчивый спрос на местное сырье. А это дополнительные инвестиции в сельское хозяйство, которое, в свою очередь, предъявит спрос на сельхозтехнику и стройматериалы.
Интерес к развитию производства продуктов питания сейчас растет благодаря контрсанкциям и ослаблению рубля. Однако этот стимул серьезно девальвируется привычкой крупных переработчиков и торговых сетей обходить запреты и все равно использовать импортное сырье.
Купил на днях в супермаркете слабосоленое филе атлантической семги под торговой маркой «Северная гавань». С одной стороны упаковки в качестве производителя указано ООО «Белросморепродукт» (Республика Беларусь), с другой — приклеен ярлычок, на котором в качестве изготовителя значится ЗАО «ИТА Северная компания» (Москва). Но главное даже не эта путаница с тем, кто и где расфасовал рыбу. На продуктах не указана страна происхождения сырья. А значит, формальные претензии по поводу нарушения режима санкций к поставщикам этой продукции предъявить сложно. Таможенник Сухов из культового фильма «Белое солнце пустыни» тут бы сказал сакраментальное: «За державу обидно!»
Однако у сетевиков и крупных переработчиков своя правда. Им удобнее и дешевле работать с крупным оптом. Работа со множеством небольших местных поставщиков — это дополнительные издержки и более дорогая продукция на полках. Получается замкнутый круг, который нужно все-таки разрывать. Тем более что на дворе санкции — хороший повод защитить рынки, в первую очередь от европейского продовольствия, конкурентоспособность которого поддерживается серьезными субсидиями.
Никого в Дании, самой дорогой стране Европы, не смущает, что товары там дороже шведских на 50–100%. Все понимают, что эта дороговизна вполне соответствует уровню заработных плат — они в Дании выше, чем в Швеции. Обе страны самодостаточны и не думают менять свои кроны на евро, чтобы в случае чего была возможность курсового защитного маневра. А в польских магазинах потребителю с помощью цвета ценников указывают на польскую продукцию, жестко отстраивая ее от немецкой. Так что даже среди содружества европейских наций каждый ревностно защищает свои интересы. Как говорится, ничего личного.
Областным депутатам, вероятно, имеет смысл подумать над тем, чтобы инициировать изменения в регламенте маркировки продуктов питания, во всяком случае цельных — таких как мясо, овощи, фрукты. На них должна указываться страна происхождения сырья. Мера вряд ли повлечет существенные расходы для бизнеса. Зато подключит к процессу замещения импорта энергию потребителя.